Роботы и радиация против рака
В Ростовском научно-исследовательском онкологическом институте (РНИИОИ) прошла конференция Российского общества онкоурологов. Ведущие специалисты этой сферы из Ростова, Южного, Северо-Кавказского и Крымского федеральных округов, Санкт-Петербурга, Москвы и других городов России обсудили проблемы лечения одной из самых распространённых у мужчин онкопатологий – рака предстательной железы, а также рака почки.
Хирург плюс робот
– Это конференция – одно из ключевых событий в жизни российского общества онкоурологов, – говорит заведующий отделением онкоурологии РНИОИ профессор Алексей Шевченко.
По его словам, главная позиция в онкологии – ранняя диагностика. И в сегодняшнем арсенале онкоурологов есть методы, которые позволяют вылечить пациента или добиться долгой ремиссии. Хирургия, лекарственная терапия и лучевая терапия (в частности, брахитерапия) – главные направления, которые обсуждались на конференции.
– Самая высокотехнологичная помощь при лечении рака предстательной железы сегодня – это хирургия с использованием робототехники, – рассказывает профессор Шевченко. – При этом используется очень серьёзная система, позволяющая хирургу с высокой точностью управлять манипуляторами внутри организма пациента. Такой метод позволяет не только удалить железу, но и минимизировать травму и побочные эффекты, сократить срок пребывания пациента в больнице.
Облучать изнутри
О новом методе лучевой терапии – брахитерапии – рассказывает Александр Фаенсон, врач-онкоуролог, кандидат медицинских наук:
– Брахитерапия – это внутритканевая лучевая терапия. Внутрь предстательной железы имплантируются источники радиоактивного йода-125. Это позволяет подвести к поражённому органу гораздо большую дозу радиоактивного йода, что даёт очень хороший лечебный эффект: опухолевые ткани гибнут, опухоль замещается рубцом.
– Что это за процедура?
– Она малотравматична: в предстательной железе с помощью специальных игл делают проколы. Уже на вторые сутки пациента выписывают с удовлетворительным самочувствием и полностью восстановленным мочеиспусканием.
По словам Александра Фаенсона, с помощью брахитерапии можно полностью избавить человека от опухоли простаты. Но этот метод эффективен только при локальных опухолях – на первой и второй стадии заболевания. Поэтому здесь исключительно важна ранняя диагностика. А вот с этим, по единодушному мнению специалистов, в России дело обстоит очень плохо: если женщин можно убедить прийти на профилактический осмотр к гинекологу или маммологу, то мужчины идут к врачу только при нестерпимых болях.
– Можно ли использовать брахитерапию при поражении других органов?
– Да – при онкозаболеваниях женской половой сферы, при опухолях головы и шеи, глаза, печени.
– Наверное, это очень дорогая процедура?
– Да, её выполняют только в рамках высокотехнологичной медицинской помощи. Но скоро мы начнём использовать отечественные источники радиоактивного йода – будет дешевле.
Резать не нужно
– 80% операций, которые раньше выполнялись открытым доступом (т. е. с помощью разреза), сейчас делают лапароскопическим методом – через небольшой прокол, рассказывает врач-уролог, старший научный сотрудник Сергей Димитриади.
Сергей Николаевич недавно вернулся из Южной Кореи, где проходил двухмесячную стажировку: участвовал в операциях, знакомился с американской школой хирургии, которая применяется в этой стране. По его словам, эндоскопические малоинвазивные (щадящие) методы лечения получают всё более широкое применение в онкоурологии во всём мире.
– Мы провели масштабное исследование рака почки, – продолжает Сергей Димитриади. – Раньше даже с небольшими опухолями почку обычно удаляли. Но выяснилось, что больные с сохранённой почкой живут дольше – в первую очередь при эндоскопическом доступе.
Анна КОЛОБОВА
Фото пресс-службы РНИИОИ