Вы выращивайте, а я продам

Сергея Борисовича Остапенко я знаю много лет. Он успешно торговал в Новотроицкой в своих магазинах с оригинальными названиями «Каляпука» и «Царь-станица». О его бизнесе мы рассказывали на страницах «Крестьянина». А тут узнал, что по стопам отца пошёл и сын Борис. Без поддержки родителя он открыл в станице овощ­ной магазин и в месяц продаёт тонны овощей и фруктов. Видимо, способность к торговле у Остапенко – фамильная черта.

Кому он нужен?

Магазин у Бориса небольшой – 80 квадратных метров. Три года назад он купил на этом месте старую хату, развалил её и построил новое здание. Борис уже до этого имел опыт торговли овощами и фруктами, так что немного деньжат скопил. Но пришлось всё равно брать кредит в 500 тысяч. А так как никаких льгот ему не положено, то процент был большой. Ежемесячно по 50 тысяч банку отдавал. За два года миллион выплатил и ещё 300 тысяч был должен. Хорошо, что выручил кум, ссудив ему эту сумму, чтобы закрыть кредит. Но это всё в прошлом. Сейчас Борис и его жена Людмила уже получают прибыль от своего заведения.

Помню, как отец Бориса жаловался мне, что торговля стала приносить мало дохода, и сдал в конце концов свои магазины в аренду, чтоб облегчить себе жизнь, довольствуясь меньшим. А сын, вроде бы, не жалуется, хотя занимается в основном овощами и фруктами, то есть тем, чего в сельской местности и так должно быть полно. Неужели имеет смысл держать овощной магазин в станице?

– Когда я строился, многие удивлялись: кому он здесь нужен, овощной магазин? Таких магазинов, кстати, в станице было шесть, остался один мой. Мы вполне нормально существуем, потому что торгуем правильно. А они закрылись, так как не научились уважать покупателя.

Сами везут

Так в чём же состоят секреты успешной торговли? Борис говорит, что надо обязательно дать покупателю право выбора, то есть овощной магазин должен работать по принципу самообслуживания. Люди должны выбирать то, что им нравится, а не довольствоваться тем, что им навяжут.

– Всё хорошее выберут, а тебе оставят что негоже, и будешь с этим товаром сидеть.

– А ты не закупай плохое, бери качественный товар, пусть чуть и дороже, тогда не пролетишь, – объясняет мне, неучу, Борис.

По его словам, разорившие­ся конкуренты руководствовались принципом, выдвинутым мною. Вот народ и перебежал к Остапенко. Как поясняет Борис, сейчас ситуация на рынке овощей и фруктов сложная, конкуренция огромная, из чего при правильной политике можно извлечь большие преимущества. Например, Борис зарекомендовал себя как надёжный партнёр, и поставщики товара теперь везут его к нему сами, к тому же всё дают под реализацию. Ты только торгуй! А Боря ещё и носом крутит: если привезёте некондицию, я её вам верну. И это работает. Уже давно он не возвращает плохой товар. Ему его просто не везут. Бывает, если что-то не очень, он тогда по договорённости с поставщиками уценяет продукцию. Чистого отхода мало.

Такой порядок установился отчасти благодаря санкциям. Сейчас Остапенко не торгует турецким товаром, который приходилось брать на базах. Вместо турецких помидоров и огурцов сейчас у него азербай­джанские. Их сами представители азербайджанской диаспоры везут. По качеству они намного лучше. Свёкла, морковка, многие фрукты и ягоды – из Дагестана. Там мало добавляют химикатов, чтобы не удорожать продукцию, поэтому она, как правило, чистая.

– Я собираюсь повесить в магазине прибор для определения нитратов. Уверен, не опозорюсь, потому что знаю своих поставщиков и доверяю им, – горит Борис.

Ну, а апельсины, бананы, конечно, импортные, но они занимают небольшую долю в ассортименте. А так много отечественного. Картошка – из Воронежской области, яблоки – с Кубани. Короче, производители готовы молиться на того, кто реализует их товар. Предложение если и не превышает спрос, то однозначно нуждается в путях доставки произведённого потребителю. Борис – как раз то самое важное звено на этом пути.

Только ставропольского почти ничего нет. Край, кроме лука, мало что производит в достаточном количестве.

Только не ленись

С другой стороны, это может обернуться выгодой для продавца.

– Почему мой магазин не закрывается? Потому что нужен. Те, кто удивлялся, зачем он в станице, сами сегодня ходят ко мне, – говорит Борис. – Опыт показал, что сегодня почти не имеет смысла выращивать у себя овощи, если нет хоть маленькой теплицы. Рано или поздно выпадет какой-нибудь кислотный дождь, и твои помидоры сгорят, огурцы превратятся в крючки. Потому все, у кого нет теплиц, недолго радуются своему урожаю и вскоре приходят ко мне. Сегодня в овощеводстве и плодоводстве нужен профессиональный подход. Иначе будет перевод времени, средств и почти нулевой результат. А вот теплиц в станице мало.

Отсюда Остапенко делает вывод: занимайтесь овощеводством в закрытом грунте. Сдавайте продукцию ему. А он всё проглотит. Казалось бы, такой маленький магазин продаёт пять тонн чеснока в год, 40 тонн лука, не меньше картошки, на десятки тонн идёт счёт по моркови, свёкле, огурцам, помидорам. Зачем бы он брал азербайджанский товар, если бы был свой, станичный? Но народ ноет и боится попробовать завести своё дело.

Те немногие, кто на это отважился, не прогадали. Например, к Борису возит лук-перо мать-одиночка из Изобильного. У неё всего 20 квадратных мет­ров теплички. С каждого квадрата она имеет полторы тысячи. 30 тысяч дохода вроде бы и немного, но она же имеет возможность снять несколько урожаев за год. А что мешает здоровым мужикам построить такую же тепличку или раза в два-три больше?

– Знаете что? Тяжёлая зад­ница. Её же надо поднять, а потом ещё мозгами и руками пошевелить. А неохота, – возмущается Борис и продолжает подкидывать через меня бизнес-идеи своим землякам.

Например, чеснок. Это же Клондайк, и в Америку ехать не надо. Сегодня в России мало кто занимается этой культурой. В основном в магазинах китайский чеснок, в последнее время ещё и иранский, пакистанский. Килограмм чеснока стоит 250 рублей. Тонна – 250 тысяч. Один Остапенко, как уже говорилось, осилит четыре тонны. А сколько таких магазинов в том же Изобильненском районе. Трудись – и будешь с выгодой.

Сам Борис так и поступает. Он не только торгует, но и сам квасит капусту, например. 50 килограммов в месяц продаётся легко. Рентабельность – сотни процентов, как и у любых солений, квашений. Почему не заниматься этим? Он ещё и теплицу собирается строить. Тогда ему выгода будет большая, а народу – снижение цен. Ерунда, что всё захапали крупные торговые сети. Таких, как Остапенко, малых предпринимателей, на таких же малых производителей, делающих ставку на качество, хватает. Знай работай да не трусь.

Сергей ИВАЩЕНКО
ст-ца Новотроицкая, Изобильненский р-н, Ставропольский край
Фото автора

Выразить свое отношение: 
Рубрика: ЭкономикаОбщество
Газета: Газета Крестьянин