События и памятные даты март 2016

2 марта

– 80 лет со дня рождения актрисы Ии Сергеевны Саввиной (1936-2011). Она сыграла около 30 ролей в театрах, снялась в 44 фильмах, среди которых «Дама с собачкой», «Кроткая», «Звонят, откройте дверь», «Анна Каренина», «История Аси Клячиной…», «Частная жизнь», «Гараж». Родилась в Воронеже, а школу заканчивала в селе. С золотой медалью, которую тогда зря не давали, приехала в Москву учиться. Окончила факультет журналистики МГУ. В актрисы вышла из студенческого театра. Театрального образования так и не получила.
Попав в артистическую среду, «мучительно стеснялась провинциальности среди всех этих блестящих людей». Благо, на пути встретились люди, общение с которыми стало её театральной школой. «Умница Баталов» и «неповторимый Хейфиц» учили естественности. Любовь Орлова покоряла добротой и «вселенской скромностью». Режиссёр, которому она бесконечно доверяла, был Олег Ефремов. Её друзьями были Леонид Филатов и Юрий Богатырёв. Не говоря уже о Фаине Раневской. «Великая Фаина» подарила молодой актрисе картину с подписью: «Талантливой Саввиной от такой же Раневской». Высшей похвалы нельзя было даже представить. Главное, что она впитала от больших актёров: «Моё глубочайшее убеждение, что злой человек не может быть хорошим артистом». Она не стала звездой – она ею родилась. У неё была феноменальная память. Она знала не только свою роль, но все роли в пьесе. Она знала множество стихов. И читала, кажется, всё. Была фантастической кроссвордисткой. Она была настоящей...
В июле 2011 года в результате автоаварии получила ушиб грудной клетки, а в агусте этого же года скончалась вследствие осложнений меланомы. 

– 90 лет со дня рождения донского писателя Алексея Абрамовича Коркищенко (1926-2009). «Старая лошадь Зина», «Полосатые чудаки», «За жёлтым ериком», «Внуки красного атамана», «Сказание о лошадях» – он оставил после себя 12 книг. Светлый человек – всегда улыбался. Он иногда заглядывал к нам в редакцию. Никогда не рассказывал о себе. Многие и не подозревали, что этот моложавый мужчина – фронтовик, и называли его Лёша. Он фамильярности не замечал. Приносил свои рассказы («Кое-что принёс») и, улыбаясь, уходил. Ни напыщенности, ни многозначительности, ни спеси, ни скрытого бахвальства – ничего такого, свойственного некоторым «региональным» писателям… По возможности «Крестьянин» печатал это удивительно душевное «кое-что».
Алексей Абрамович – наш земляк, родился на хуторе Еремеев Азовского района. В 17 лет ушёл добровольцем на фронт. После войны окончил военно-морскую школу, Ростовскую культпросветшколу, факультет журналистики МГУ и сценарный факультет института кинематографии (ВГИК). Служил минёром на Черноморском флоте, работал столяром, бондарем, зав. райотделом культуры, директором Дома народного творчества, журналистом. Стоял у истоков ростовского телевидения. Член Союза писателей СССР, заслуженный работник культуры РФ. По его повести «Старая лошадь Зина» был снят популярный фильм «Роса» со звёздным актёрским составом: Борис Чирков, Майя Булгакова, Любовь Соколова, Лариса Лужина, Юрий Назаров… В 2008 году в свет вышла книга всей его жизни – «Сказание о лошадях». Очень точно о своём коллеге сказал писатель Василий Воронов: «О лошадях и вообще о животных может написать только доб­рый, совестливый человек с нежной детской душой. Алексею Абрамовичу свойственна чистота, непосредственность восприятия жизни. Он всегда был свободным художником, его невозможно было удержать на привязи». 

8 марта

– 110 лет назад родился кинорежиссёр Александр Артурович Роу (1906-1973). Он положил начало жанру отечественной киносказки. 
Имел репутацию чудака и мечтателя. И мало кто знал, что сказочный жанр был для него своего рода компенсацией за потерянное детство. Отец – ирландский инженер – ушёл из семьи, когда сыну было всего 10 лет. В наследство он оставил красивую фамилию и недетские заботы. До того как Роу снял свой первый фильм

– «По щучьему велению», он перепробовал немало профессий. Искал себя – как в жизни, так и в кино, куда он попал по счастливой, почти сказочной случайности. Он был режиссёром-экспериментатором. В «Василисе Прекрасной» своего главного отрицательного персонажа – Змея Горыныча – собирают вручную в игрушечных мастерских. Внутри пятиметрового макета размещаются 20 человек. Они заставляют чудище двигаться и шевелить тремя головами, причём настолько правдоподобно, что от Змея шарахаются лошади-«актёры». Это был уникальный эксперимент в мировом кино. Своего «Кощея Бессмертного» Роу снимает в военном 1944-м. Премьера фильма – 9 мая 1945 года. В кинотеатре нет свободных мест – экран выносят прямо на улицу. В победе над сказочным злом зрители видят победу над злом конкретным. Несмотря на триумф фильма, режиссёра отлучили от сказок почти на 10 лет – было не до «легкомысленного жанра». Возвращение было триумфальным. Сказочник создаёт два главных детских кинохита: фольклорный «Морозко» (Гран-при Международного фестиваля в Венеции) и «Королевство кривых зеркал» – торжество советской идеи в отдельно взятой сказочно-феодальной стране. Роу любил людей, любил артистов. Никогда не подсказывал актёру, как и что играть. Команду набирал сам и работал только с профессионалами. При этом не щадил ни мастеров, ни дебютантов. 
За 35 лет в кино Роу экспериментирует с формой – снимает документальные и стереофильмы, но всегда возвращается к любимому жанру – сказке. По сути, он стал первым в СССР автором фильмов ужасов. Но как же милы эти ужасы! И сейчас в его волшебном мире, где добро всегда побеждает зло, а ценности всегда просты и понятны, хочется остаться и детям, и взрослым. 

– 75 лет со дня рождения актёра Андрея Александровича Миронова (1941-1987). «Три плюс два», «Берегись автомобиля», «Бриллиантовая рука», «Невероятные приключения итальянцев в России», «Соломенная шляпка», «Двенадцать стульев», «Ревизор», «Блондинка за углом», «Человек с бульвара Капуцинов»: каждая роль в этих фильмах – шедевр. Как и все без исключения роли в театре. Может быть, дата «виновата» в том, что искусство его было таким праздничным, а сам он – любимцем женщин. Его судьба с самого начала словно была задумана как легенда – от первой до последней строчки: родился на сцене, на сцене и умер... Вообще-то Андрей родился 7 марта, но его звёздные родители – Мария Миронова и Александр Менакер – решили: «Запишем 8-го. Будет подарок для женщин». Они знали, что делали...

Мальчишкой рос неуклюжим, толстеньким. Но как-то незаметно стал в школе «неформальным лидером», заводилой, хотя никогда не был ни профоргом, ни комсоргом. Не любил ни физику, ни математику, ни химию – уверял, что в будущем они ему не понадобятся. Друзья не уставали хохотать над его шутками. В школе тройки постепенно остаются далеко позади. Как-то неожиданно выясняется, что Андрей безупречно владеет английским языком. Позже овладевает французским. Вдруг становится всем очевидно, что он безукоризненно воспитан. В театральном училище старательный, вежливый юноша, упитанный и прыщавый, вовсе не блистал талантами – на курсе были другие лидеры. Но он всё это по жизни «перешагивал». И перешагнул... Медленно, но неуклонно обретал собственное имя. Он страшно не любил, когда о нём говорили как о сыне знаменитостей, и умолял: «Я прошу, не надо. Я просто Миронов». Его творческой судьбе можно было завидовать. В театре работал с М. Захаровым, В. Плучеком, А. Эфросом. В кино – с Э. Рязановым, Л. Гайдаем, А. Германом, Ю. Райзманом, А. Миттой. На него как из рога изобилия предложения сыпались со всех сторон. Преуспевающий, энергичный, в зените славы и успеха. Влюблённый в жизнь, не чурающийся никаких её соблазнов, живущий, по первому впечатлению, умеючи и играючи. Вообще, сам ритм его жизни был такой, что просто дух захватывало. Казалось, в нём вообще переизбыток сил. Как он танцевал, как пел – отчаянно, немыслимо, необъяснимо! Никогда не прибегал к помощи каскадёров. Сложнейшие трюки всегда делал сам. Итальянские актёры, снимавшиеся с ним в фильме, приходили в шок, глядя, что выделывал «сумасшедший русский». 
Театр, кино, режиссура, поездки...Он во всё фанатично уходил с головой, ничего не делая вполсилы. Ощущение было такое, что всё это – сущий пустяк, ерунда, небольшая шалость. Никакого пота, никакого напряжения. А уходил со сцены мокрый, менял по три рубашки за вечер. Неуёмность – во всём! Любил посидеть с друзьями. Боготворил женщин, которых в его жизни было много, влюблялся, словно сумасшедший. Официально же у него было две жены. Первая – актриса Екатерина Градова (радистка Кэт из кинофильма «Семнадцать мгновений весны»), которая родила от Андрея дочь. Вторая – Лариса Голубкина, дочку которой от первого брака Миронов удочерил. Так актёр стал отцом двух Машенек: Маши Мироновой и Маши Голубкиной, ныне известных актрис. 
Он был очень мягким, не умел ссориться. Мог молниеносно вспылить, но быстро отходил. Зла за душой не носил. Никогда не сказал ни про одного человека плохого слова. Его буквально коробило, когда начинались сплетни. Выделялся природной чистоплотностью и маниакальной аккуратностью – всегда был в идеально отглаженной одежде, благоухающий хорошим одеколоном. В доме ненавидел беспорядок. При этом был страшнейшим самоедом, невероятно нервничал перед выступлениями, никогда не был уверен в успехе... 
Зрителям и в голову не могло прийти, что их неутомимый любимец тяжело болен. Ему осложняли жизнь постоянные кровотечения. Ему делали переливание крови, он мужественно перенёс жесточайшую операцию. «Шура, голова болит», – это были последние слова Андрея, сказанные им актёру Ширвиндту в конце спектакля, который проходил в Риге. Он скончался в результате обширного кровоизлияния в мозг. За свою столь трагически короткую жизнь он сделал в театре, кино, на телевидении, эстраде так много! Он – лицо российского актёрского искусства. Таких больше нет, и заменить его некому.

10 марта

– 90 лет со дня рождения композитора Александра Сергеевича Зацепина (1926). Его музыка звучит почти во всех фильмах Леонида Гайдая. «Песенка про медведей» из «Кавказской пленницы» была отмечена премией на фестивале в Сопоте в 1968 году.
В 1970-80-х годах ХХ века немало экспериментировал в рок-музыке. В творческом багаже композитора 100 фильмов и более 300 песен и романсов. Его песни пели и поют Алла Пугачёва, Иосиф Кобзон, Лариса Долина, Николай Расторгуев, Олег Газманов и другие звёзды эстрады. Выбрать из его песен лучшую – почти невозможно. «Песня про зайцев» и «Остров невезения» из «Бриллиантовой руки». «Есть только миг» из «Земли Санникова». «Волшебник-недоучка», «Дожди», «Куда уходит детство?»… Постоянные нападки и вмешательство в творчество крайне раздражали маэстро. В начале 1980-х он уехал во Францию, не меняя гражданства. «Хорошая песня живёт долго, – говорит композитор. – А любимая песня – чаще всего последняя. Возможно, главное ещё не написано». Александр Сергеевич был трижды женат. Имеет дочь и двух внуков. По его собственным словам, отдыхает он в Париже, а работает в Москве.

11 марта

– 90 лет со дня рождения актёра театра и кино Георгия Александровича Юматова (1926-1997). Его помнит и любит не одно поколение зрителей. Фильмы с его участием – «Адмирал Ушаков», «Один из нас», «Петровка, 38», 
«Огарёва, 6» – вошли в сокровищницу отечественного кино, а без показа фильма «Офицеры», где Георгий Александрович сыграл одну из главных ролей, не обходится ни 23 Февраля, ни 9 Мая. 
Юматов – это поколение, которое вышло из огня страшной войны. «Он воевал, был юнгой на военном катере. У них на катере была собачка, которую все члены этого судна очень любили. При очередной бомбёжке собака случайно выпала за борт, оказалась в воде. Юматов, мальчишка ещё, ринулся в воду спасать собаку, в это время в катер попадает бомба, и его разносит в щепки. Вся команда гибнет, Юматов спасается благодаря собаке» (Виктор Мережко). Актёр никогда себя не жалел: и на фронте, и в кадре всегда всё делал от души, по совести и не щадя себя. Он воплощал в себе какого-то идеального мужчину. Он не мог играть спокойную роль. Друзья и коллеги говорят, что «было как-то очень уютно рядом с ним, надёжно». Самое интересное, что он был человеком «без школы», т. е. не был профессиональным актёром, но у него была своя школа – школа жизни. Кстати, «под него» был написан сценарий фильма «Белое солнце пустыни». Режиссёр Владимир Мотыль говорил: «Если бы Юматов снялся в этом фильме – это был бы другой фильм. Я не берусь судить, был бы он лучше, был бы он хуже. Но произошло непредвиденное – с его чувством справедливости он ввязался в случайную драку. Надолго вышел из строя, его лицо было сплошь в кровоподтёках, в опухоли. Анатолий Кузнецов пришёл к нам во спасение остановившейся картины».
Позже произошёл ещё один трагический случай. Находясь в состоянии алкогольного опьянения, актёр застрелил из охотничьего ружья дворника Мадатова, который сказал, что лучше бы войну выиграли немцы. Адвокат сумел доказать, что убийство было неумышленным, оно вышло за рамки необходимой обороны. Через два месяца после ареста Георгий Александрович был выпущен из «Матросской тишины» под подписку о невыезде. Затем он как фронтовик к 50-летию Победы попал под амнистию. Он ушёл из жизни через два года после трагедии.

24 марта

– 110 лет со дня рождения Клавдии Ивановны Шульженко (1906-1984), русской эстрадной певицы. Стоит сказать: «Синий платочек» – и сразу вспоминается имя – Клавдия Шульженко. Песня эта ещё довоенных лет, но стала сверхпопулярной в войну. И люди шли в бой «за них, родных, желанных, любимых таких».
Певица со своим ансамблем выступала в блокадном Ленинграде, в холоде и голоде (некоторые артисты умерли от дистрофии). Пятьсот концертов за самый тяжёлый год блокады! За это артистка награждена медалью «За оборону Ленинграда» и орденом Красной Звезды. Знаете ли вы, что на фронт часто в посылках посылали… патефоны?! Как пишет одна медсестра: «К нам в землянку шли солдаты и в дождь, и в пургу, и под пулями, чтобы послушать патефон с Шульженко». Её путь на эстраду не был усыпан розами. Зритель-то принял её сразу и навсегда, а вот критика, пресса… Её упрекали в отсутствии голоса, неправильной подаче песни, отсутствии обаяния. А начинала Клавдия Ивановна с драмтеатра в семнадцать лет. Играла Настасью Филипповну в «Идиоте». Потом пошли роли с пением. Режиссёр учил её, что песню надо петь, как играть роль в спектакле.
Родители отдали дочь в консерваторию. Там ей сказали, что голос у неё поставлен от природы, его нужно только развивать. При поступлении ей аккомпанировал сам Исаак Дунаевский. Постепенно приходила слава, для неё стали писать песни. На Шульженко уже стали ходить. Там она поняла, что её песня – лирическая. 
В 1939-м был Первый Всесоюзный конкурс артистов эстрады. Шульженко стала украшением его. Её единственную из вокалистов пригласили на студию звукозаписи и записали для пластинок сразу пять песен. В Ленинграде для неё создали джаз-оркестр.
На протяжении полувека она оставалась лидером советской лирической песни. И всю жизнь – при Сталине, при Хрущёве, при Брежневе – она пела только о любви, а не о комсомоле и партии. Поэтому, наверное, и звание заслуженной и народной получила поздно. Замужем она была за В. Коралли, тоже артистом. У них родился сын Игорь. Прожили они 25 лет. Потом брак распался. Всю жизнь Клавдия Шульженко оставалась настоящей женщиной. В 50 лет она влюблялась, страдала, ревновала, писала любовные стихи, забывая о том, что она – уже народная артистка СССР, голос победы и символ эпохи. По большой любви она вышла замуж за знаменитого кинооператора Епифанова, который влюбился в неё ещё в войну и ждал 16 лет. Они были счастливы.
Всю жизнь она была верна песне. Даже умирая, тянула руки к роялю. Как пишет в своей книге Г. Вишневская: «Шульженко создала на эстраде свой собственный стиль и царила на эстраде десятки лет – мягкая лиричность, светлая женственность. После её пения хотелось жить».
До сих пор никто не может понять, в чём секрет этой певицы. Её манера неповторима, а голос, даже один раз услышанный, запоминается на всю жизнь. Сам Александр Вертинский, коронованный на царство среди исполнителей песен на эстраде, сказал, что в России есть только одна королева песни – Клавдия Шульженко. 

30 марта 

– 240 лет со дня рождения Василия Андреевича Тропинина (1776-1857), выдающегося русского живописца. Он родился в семье крепостных крестьян. Страстно желая рисовать, он добился разрешения посещать занятия в петербургской Академии художеств. Потом по воле хозяев покинул столицу и почти двадцать лет жил на Украине на положении крепостного живописца. Незлобивый и добрый по натуре, он со смирением переносил превратности судьбы, не ожесточился, не впал в депрессию. Только в 47 лет Тропинин получил свободу. А уже через год Совет Академии художеств присвоил ему звание академика. Он переселился в Москву и, живя частными заказами, сумел завоевать славу одного из лучших русских портретистов. Он был снисходителен к своим моделям и любил писать людей в добром расположении духа. Он говорил: «Кто же любит в жизни смотреть на сердитые, пасмурные лица? Пусть человека видят и помнят в счастливую эпоху жизни».

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Общество
Газета: Газета Копилка советов