Полёт над гнездом Чайки
Бизнес сыновей генерального прокурора России Юрия Чайки строится на криминальных связях – такова главная идея расследования, которое представил Фонд борьбы с коррупцией Алексея Навального.
«Сегодня Фонд борьбы с коррупцией с гордостью и печалью представляет вам расследование «Чайка». С гордостью – потому что нам удалось достаточно подробно описать и задокументировать этот «бизнес», построенный на вымогательстве, откатах и рейдерстве. (…) С печалью – потому что ну как можно радоваться, когда узнаёшь, что дети генпрокурора твоей страны ведут бизнес с убийцами, а в деле об отъёме ими бизнеса приходится читать описание “странгуляционной борозды”» – такими словами ФБК предваряет публикацию материалов своего, наверное, самого масштабного антикоррупционного проекта.
Расследование представлено в двух вариантах: видео и текстовом. Фильм «Чайка» за неполную неделю посмотрели более 2 миллионов человек – он стал самым популярным видео на территории России. Параллельно вышел материал в «Новой газете», корреспондент которой Роман Анин провёл своё расследование, в чём-то подтвердившее, а в чём-то дополнившее материалы, обнародованные командой Навального.
Отель и вилла
Отправной точкой расследования стало помпезное открытие на греческом полуострове Халкидики пятизвёздочного отеля Pomegranate, один ремонт которой стоил как минимум от 25 до 29 миллионов евро. Владельцами отеля оказались сын генпрокурора РФ Артём Чайка и бывшая жена заместителя генпрокурора Ольга Лопатина. В ФБК предполагают, что недавний развод Геннадия и Ольги Лопатиных был фиктивным: такая схема часто используется чиновниками для того, чтобы не декларировать миллионную собственность.
Насчёт развода – предположение, но все документы, подтверждающие право собственности (здесь и далее), взяты из официальных греческих, а также швейцарских и российских источников. Артёму Чайке и Ольге Лопатиной принадлежат также роскошные виллы неподалёку от отеля Pomegranate.
Как утверждает ФБК, Артём Чайка и его младший брат Игорь заработали десятки миллионов долларов «в тесной связке с друзьями и подчинёнными своего отца – генерального прокурора России Юрия Чайки. На протяжении уже 15 лет они контролируют легальное и нелегальное предпринимательство по всей России, извлекая из этого прибыль, достаточную для инвестиций любого размера».
Сахар, соль и пароходы
Выясняя, откуда у Ольги Лопатиной (официально неработающей) взялись деньги на отель и виллу, сотрудники ФБК сделали неожиданное открытие: судя по документам, Лопатина является совладелицей фирмы «Сахар Кубани» вместе с Анжелой Марией Цапок и Натальей Цеповяз. То есть вместе с жёнами главных кущёвских бандитов. Четвёртой деловой партнёршей оказалась Надежда Староверова – жена ещё одного высокого чиновника генпрокуратуры Алексея Староверова. Последний был временно отстранён от должности, после того как вскрылись его связи с «бандой ГТА», убившей и ограбившей на подмосковных трассах четырнадцать человек.
Свой первый миллион, как следует из материалов ФБК, Артём Чайка заработал путём рейдерского захвата Верхнеленского пароходства, расположенного в Иркутской области – там, где начинал карьеру его отец. Захват сопровождался смертью бывшего директора пароходства Николая Паленного при загадочных обстоятельствах. Смерть квалифицировали как самоубийство, но факты, обнародованные «Новой газетой», противоречат этой версии: тело Паленного было найдено в положении «на коленях», а его руки были связаны бельевым шнуром. Да и след от верёвки – так называемая странгуляционная борозда – имел форму, характерную для насильственного удушения.
Карьера младшего сына – Игоря Чайки – менее колоритна, но тоже весьма поучительна. Как утверждает ФБК, в 27 лет он имеет многомиллиардный бизнес, полностью завязанный на госконтракты. «Вместе Артём и Игорь Чайка контролируют ключевые активы – тысячи гектаров земли, песчаные карьеры и соляные месторождения, щебёночные, кирпичные и бетонные заводы. Они на особых условиях присваивают государственную собственность и наживаются на госзаказах. Всё это возможно благодаря покровительству их отца – генерального прокурора Юрия Чайки. Доходы, полученные незаконно, семья Чаек хранит в швейцарских банках и тратит на скупку зарубежной недвижимости – вилл на берегу моря, роскошных гостиниц и домов в элитных швейцарских посёлках», – говорится далее в расследовании.
Сыновья взрослые, а прокурор честный
Спустя полтора суток после выхода расследования Юрий Чайка заявил, что это «заказ, выполненный явно не на деньги исполнителей», а изложенные сведения «носят заведомо лживый характер и не имеют под собой никакой почвы». И пообещал вскоре назвать имена заказчиков. Впрочем, никаких конкретных фактов генеральный прокурор опровергать не стал. А Фонд борьбы с коррупцией, в свою очередь, подал к Юрию Чайке судебный иск о защите чести, достоинства и деловой репутации.
Ольга Лопатина сделала заявление, в котором опровергла наличие у неё совместного бизнеса с жёнами цапков, добавив, что никогда не была знакома ни с членами банды, ни с их родственниками. Она пообещала подать в суд на Навального. В ответ «Ведомости», «Новая газета» и ФБК сообщили, что в их распоряжении есть полные выписки из реестра предпринимателей, где паспортные данные, ИНН и т. д. совладелицы «Сахара Кубани» совпадают с таковыми бывшей жены заместителя генпрокурора РФ.
Группа депутатов Госдумы выступила с заявлением в защиту генпрокурора, где, в частности, сказано, что Юрий Чайка «обладает выдающимся авторитетом» не только в России, но и за границей, и что «непозволительно ставить под сомнение» репутацию генпрокурора, а тем более «прислушиваться к тому, кто доказал, что он враг стабильности и правопорядка».
Напротив, Иосиф Кобзон заявил, что будет добиваться дальнейшего расследования обстоятельств, связанных с бизнесом сыновей генпрокурора. По его мнению, если информация подтвердится, то Чайка должен уйти в отставку.
Секретарь Совета Безопасности РФ Николай Патрушев на вопрос телеканала «Дождь», нужно ли проводить проверки в отношении генпрокурора и его семьи, ответил: «Ко всем людям должно быть одинаковое отношение».
Председатель Антикоррупционного комитета, член Совета по правам человека при президенте РФ Кирилл Кабанов в интервью изданию «Фонтанка.ру» заявил, что «никаких фактов, говорящих об участии в этом генерального прокурора, нет», что сын Юрия Чайки – взрослый человек, и он не должен декларировать своё имущество, но заместителей генпрокурора следует проверить.
Известный политолог Сергей Марков опубликовал в Фейсбуке пост, основная суть которого сводится к следующему: Навальный – предатель и негодяй, и верить ему нельзя, а о криминальных связях сына Чайки известно давно, поэтому Чайка должен был быть уволен ещё десять лет назад.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков после шестидневной паузы сообщил, что расследование ФБК не вызвало интереса в Кремле.
– Могу сказать, что эта информация была для нас доступна, где-то летом мы с ней ознакомились. (...) Уже тогда информация не вызвала нашего интереса, потому что там не идёт речи о генеральном прокуроре. Там идёт речь о его совершеннолетних сыновьях, которые абсолютно самостоятельно занимаются бизнесом, – цитирует его слова Интерфакс.
«Главный приз» за лучший ответ на вопрос «Фонтанки.ру» «Как государство должно реагировать на факты из жизни семейства генпрокурора Чайки, опубликованные Фондом борьбы с коррупцией?» сам Навальный присудил Виталию Золочевскому, члену комиссии Госдумы по контролю достоверности сведений о доходах:
– О-о-оо… Прекрасный вопрос. Нет, не хочу комментировать. Я жить хочу.
Анна КОЛОБОВА
Неиспользуемые земли действительно большая проблема. Фермеры Ростовской области рассказали, с чем они согласны в послании президента РФ
Сергей СЕНИК, глава КФХ, Целинский район:
– Этого выступления президента лично я ждал, потом пересматривал несколько раз. Я считаю, что оно очень вдохновляет сельских тружеников. Поставлены серьёзные задачи: выполнить план по достижению продовольственной безопасности до 2020 года. Я думаю, что это вполне выполнимо, и текущая ситуация с санкциями, ограничением импорта, в целом, на руку аграриям.
Очень поддерживаю я предложение президента изымать земли у недобросовестных владельцев. Могу сказать по нашему району, около 10 тысяч гектаров пашни используются, но за них не платят налоги. Такие участки есть в каждом районе: просто выжимают из земли всё что можно, каждый год сеют подсолнечник. Конечно, такие земли нужно изымать, но пока не ясен правовой механизм, как это будут делать.
Также я согласен с тезисом о том, что государство должно поддерживать только эффективные предприятия. Тогда у нас будет стимул развиваться, и будет польза для экономики.
Александр ФЕДОРЕНКО, глава КФХ, Родионово-Несветайский район:
– Я в целом разделяют идею президента поддерживать эффективные хозяйства, но хотелось бы знать, какими будут критерии эффективности.
Нельзя оценивать успешность фермера только по урожаю, который он собирает. Потому что высокая урожайность зачастую приводит к истощению почвы. На мой взгляд, в обязательном порядке нужно прослеживать динамику – каково было плодородие почвы в течение нескольких лет. Если показатели не ухудшаются, можно судить об эффективности производства.
Виктор КЕРЕНЦЕВ, глава КФХ, Белокалитвинский район:
– В послании президента мне запомнилась фраза о том, что Россия может стать мировым поставщиком экологически чистых продуктов. Я непосредственно работаю в этой сфере – выращиваю полбу, недавно занялся хлебом из пророщенной пшеницы. Пока существенной поддержки и помощи государства в продвижении экологически чистой продукции я не чувствую. Пробиться на рынок очень тяжело, любое продвижение, реклама стоят бешеных денег. Зато на добровольной сертификации пытаются нажиться разные частные фирмы: недавно мне предложили заплатить 150 тысяч рублей, чтобы на год прилепить к упаковке полбы зелёный листик. Ребята просто решили подзаработать не выходя из дома.
Я считаю, что начинать нужно с принятия закона об эко-продукции, сертификации на уровне государства. Тогда, возможно, и на полках супермаркетов найдётся место для полезной пищи от местных производителей.
Николай ЮЗЕФОВ, глава КФХ, Семикаракорский район:
– Правильно Владимир Путин сказал о том, что нужно изымать неиспользуемые земли. Это действительно большая проблема для сельского хозяйства. У нас в Семикаракорском районе, по моим подсчётам, 15-20 тысяч гектаров не пашется, хотя имеет хозяев.
За примером далеко ходить не нужно: одна компания из Сибири ещё 15 лет назад купила 2-3 тысячи гектаров под бывшими садами. И пятнадцать лет стоит эта земля, не обрабатывается, уже и волки завелись. А я бы с удовольствием взял эти земли, выращивал бы на них картофель, морковь, платил налоги в бюджет. Но мне никто эти земли не продаёт и не сдаёт в аренду. Дай бог, чтобы идея с изъятием земель была реализована.
Кроме того, я бы предложил в каждом районе создать комиссию и проследить за теми, кто сеет пшеницу, а отчитывается парами. Нужно взяться ещё и за тех, кто показывает низкие урожаи – 15 центнеров при средней урожайности по району 40 центнеров. Урожай скрывают, чтобы не платить налогов, а из этого складываются все наши дороги, детские сады, школы и больницы.
***
В «Крестьянине» № 49 на стр. 5 опубликован комментарий главы КФХ Целинского района Сергея Сеника о послании президента, где, в частности, прозвучали слова о том, что в районе «около 10 тысяч гектаров пашни используются, но за них не платят налоги».
Замглавы по сельскому хозяйству Целинского района Александр Чиканов сообщил, что данные сведения были неверно истолкованы. «На районном отчётном собрании, посвящённом Дню работников сельского хозяйства, я озвучил данные о том, что в районе часть крестьянско-фермерских хозяйств на земельной площади около 10 тысяч га занижает урожайность, показывая её на уровне 20-22 ц/га. В то же время средняя урожайность в КФХ на остальных площадях составляет 33 ц/га, а в коллективных хозяйствах – 42 ц/га. Я высказал своё мнение, что показывать такую низкую урожайность – это всё равно что уклоняться от уплаты налогов, – говорит Александр Чиканов. – Речи о том, что землю используют, но не платят налоги, не было».