ОСАГО или имитация?

Страховые компании вновь ведут двойную игру

С 1 октября у автолюбителей появилась возможность купить полис ОСАГО через интернет. Новация должна быть удобна для жителей сёл, в которых нет представительства страховых компаний. Какие сложности возникают при покупке полиса онлайн, испытал наш корреспондент.

Выгода прогресса

В конце октября для меня подошло время очередного оформления договора ОСАГО. Продлить договор со своей компанией я уже не могла, потому что Центробанк отозвал у неё лицензию. В городе Шахты есть официальные представительства только двух компаний: ВСК и «Росгосстрах». Остальные представлены агентами, и разговор с ними бесполезен.

Пункт 14 правил обязательного страхования гражданской ответственности (утв. постановлением правительства РФ № 263) указывает обязанность страховщиков заключать договоры ОСАГО при предъявлении всех необходимых документов. Но я на собственном опыте убедилась, что эта норма законодательства не работает. Агенты «Зетта Страхование» и компании «Согаз» по адресу: 

ул. Советская, 137, наотрез отказались заключать со мной договор на том основании, что я не была застрахована у них раньше. Что касается ВСК, отказ в страховании здесь я уже получала.

В соответствии с действующим законодательством я могла подать письменное заявление, приложить копии документов и выслать этот пакет заказным письмом в адрес любой из страховых компаний. Если бы мне ответили отказом, я бы могла жаловаться в Роспотребнадзор, ФАС или суд. Однако на деле очень мало кто из водителей идёт таким путём. Договор ОСАГО заключается максимум на год. Если добиваться соблюдения своих прав, беспокоиться об оформлении нового полиса нужно начинать как минимум за полгода. Либо искать ту компанию, в которой тебя согласятся застраховать. Я, как и большинство других водителей, пошла по второму пути и обратилась в офис последней территориально доступной для меня компании – «Росгосстрах».

В единственном официальном офисе компании очереди от 5 до 20 человек ежедневно, с утра и до вечера. Я несколько раз приезжала и звонила по телефону, но попасть хотя бы в небольшое свободное окошко просто невозможно. На оформление одного клиента, по моим наблюдениям, у менеджеров уходит до 30 минут. Таких долгих очередей в городе Шахты не бывает уже нигде, даже в собесе или местной поликлинике.

Зато у агентов «Росгосстраха», которые расположились в разных частях города, всегда свободно. Дело в том, что они продают полисы ОСАГО только при условии заключения дополнительного договора страхования – на жизнь или имущество. Это тоже незаконно. Федеральная антимонопольная служба в 2012 году оштрафовала компанию за это на 562 500 рублей, но воз, как говорится, и ныне там. В одном из агентских пунктов мне насчитали дополнительно две тысячи рублей к полису, во втором – тысячу руб­лей.

Расчёт на сайтах страховых компаний показал мне, что полис для меня должен стоить не больше чем 4 733 рубля. В желании сэкономить я стала пытаться оформить полис в электронном виде.

Ограничения не случайны?

Возможность оформить полис в электронном виде установлена ст.15 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». С 1 июля законодатель предоставил автовладельцам возможность продлить действующий полис ОСАГО через интернет. Ну, а с 1 октября можно страховаться в любой понравившейся компании.

Бланк электронного полиса после оплаты присылают на электронную почту. Его можно распечатать и предъявлять сотрудникам полиции. Такой полис является действительным наравне с традиционным бумажным полисом.

Но, как я убедилась на собственном опыте, это положение закона тоже не работает. Компания «Согаз» не предоставила возможности купить электронный полис на своём сайте. «Зетта страхование» предлагает только продлить действующий полис ОСАГО онлайн. Много времени я потеряла на сайте «ВСК». Здесь на первой странице предлагается купить полис всего за три минуты. Но – вот досада! – при указании модели транспортного средства приходится выбирать из набора, предложенного страховой компанией. А в этом перечне нет той модели, которая указана в моих документах. 
С аналогичной проблемой я столкнулась и на сайте «Росгосстраха». Написать в пустом окошке свою модель, как она значится в паспорте, просто невозможно. При выборе другой модели, которая есть в списке, сайт выдаёт: «Не получено подтверждение от централизированных систем РСА».

Следует отметить, что модель моего автомобиля не является какой-то редкой или необычной. Наоборот, это один из наиболее часто встречающихся нынче на дороге отечественных автомобилей. А потому его отсутствие в перечне выглядит по меньшей мере странно.

На аналогичную проблему – отсутствие подтверждения от централизированных систем РСА – жалуются многие авто­владельцы на форумах в интернете. И ограниченный перечень моделей транспортных средств тоже очень часто встречается в жалобах водителей. На форумах популярно предположение о том, что ограничение не случайно и что форма по продаже электронных полисов – не более чем имитация. За официальными разъяснениями я обратилась в компанию «Росгосстрах» и РСА. 

Добрый бумажный полис

Президент Российского союза автостраховщиков и Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс ответил на запрос «Крестьянина», что «РСА зафиксировал достижение продаж электронного полиса ОСАГО на уровне 20 тысяч». При этом Ростовская область – в числе лидеров по уровню внедрения электронного ОСАГО, здесь продано 1 222 электронных полиса. Однако на вопросы о проблемах при покупке электронных полисов Игорь Юргенс не ответил и не указал компании, в которых ростовчане приобретают электронные полисы.
Что касается «Росгосстраха», пресс-служба компании прислала развёрнутое интервью Рената Конурбаева, вице-президента, руководителя департамента развития прямых продаж. Он сообщил, что компания продала с 1 июля 11 500 электронных полисов в стране, а в Ростовской области – 695 полисов.

Ренат Конурбаев отметил, что нагрузка на офисы продаж в регионах гораздо выше, чем на столичные подразделения, поскольку во многих населённых пунктах «очереди в офисах могут отнять очень много времени». Но больше всего интересен его ответ об отказах в оформлении электронного полиса по причине отсутствия подтверждения от РСА: «Действительно, иногда данные в базе РСА, которые присылают страховые компании, не совпадают с данными клиентов по документам. Это может быть, например, банальная опечатка – и тогда лишняя буква в фамилии или имени, неверные данные в водительских удостоверениях могут стать причиной невозможности прохождения проверки РСА. Мы стараемся помочь нашим клиентам: они могут написать в нашу техподдержку с помощью красной кнопки справа от калькулятора «оперативная помощь», если проблема устранима нашими силами, мы внесём соответствующие изменения, чтобы человеку удалось совершить покупку е-ОСАГО. К сожалению, если клиент пришел к нам из другой страховой компании, мы бессильны: ему придётся обратиться в офис своего страховщика, чтобы внести изменения в учётные системы уже там. Порой случается, что человек меняет паспорт, фамилию, имя, водительское удостоверение – такие данные в базе пока сможет изменить лишь сотрудник офиса продаж. В любом случае, посетителям нашего сайта достаточно написать в техподдержку – наши сотрудники очень быстро и со всей ответственностью возьмут в работу вопрос».

Я написала в службу поддержки, указанную на сайте «Росгосстраха», три раза, получила подтверждение доставки своего сообщения, но не получила ни одного ответа! Звонок в службу поддержки тоже ничего не дал. Консультант посоветовал мне... прийти в офис и оформить бумажный полис.

История эта закончилась оформлением старого доброго бумажного полиса у агента «Росгосстраха» с дополнительным страхованием жизни в нагрузку стоимостью 999 руб­лей. Приятная новость: Центробанк ввёл для страхователей так называемый «период охлаждения». В течение пяти дней со дня заключения договора о страховании я могу подать в компанию заявление и вернуть деньги. Мелким шрифтом это прописано и в полисе о страховании жизни, но – вот загвоздка! – чтобы подать заявление, придётся обратиться в тот самый офис, где стоит несдвигаемая очередь.

Новости, которыми исправно снабжает нас Центробанк, Российский союз автостраховщиков или даже Федеральная антимонопольная служба (регулярно штрафующая страховые компании), внушают оптимизм. Но стоит чуть-чуть отойти от экрана, как погружаешься в совсем другую реальность, где законы, зарегистрированные Минюстом РФ, почему-то не действуют.

Инга СЫСОЕВА

 

Выразить свое отношение: 
Рубрика: АвтоЭксклюзивОбщество
Газета: Газета Крестьянин