Назад, в деревню!
Время повального бегства селян в города миновало
Привычные стоны по поводу вымирания деревень противоречат действительности.
Сведения госстатистики по Ставропольскому краю убеждают: процесс поголовного бегства молодёжи из хуторов и станиц в города прекратился, всё больше выпускников сельских школ после получения профессии возвращаются на свою малую родину. Судите сами: десять лет назад молодых людей в возрасте 18-29 лет в здешних сёлах было 15,7%, а в году нынешнем их уже 19,6%. Омоложение крестьянских поселений подтверждают и абсолютные показатели: 1 января 1998 года в них проживало 195,9 тысячи ставропольцев упомянутого возраста, а теперь их уже 228,9 тысячи.
Очевидно, что привлекательность сёл для начинающих самостоятельную жизнь растёт вместе с укреплением экономики сельхозкооперативов и фермерских хозяйств. Тут тоже хорошая динамика: за пять последних лет доля убыточных сельхозпредприятий в крае уменьшилась с 30 до 8%. Но не только вакансии и своевременная зарплата привлекают молодых в родные места. В этом мы убедились, побывав в селе Овощи.
Упущенная выгода
Молодую семью Кравченко мы выбрали из десятков других по двум причинам. Во-первых, она пожила в городе и сбежала оттуда. Во-вторых, родная сестра хозяйки до сих пор горожанка, и сравнения, кто как живёт, возникают у них и их родителей постоянно.
Из города Михайловска супруги Сергей и Алёна Кравченко переехали в Овощи два года назад. За это время отремонтировали и обставили купленный родителями дом о трёх комнатах. Но обживаться на новом месте ещё продолжают, о чём можно судить по штабелям шлакоблоков и шифера во дворе.
- Задача на ближайший год - хоздвор обустроить, - делится планами Алёна, показывая свои владения.
По местной традиции, усадьба делится на три изолированные части: придомовую с цветами, хозяйственную со скотом и птицей, садово-огородную с обилием овощей и фруктов. Весь свой участок площадью с гектар супруги уже обнесли металлической сеткой. А вот просторные сараи в хоздворе только начинают строить.
- Всё это у нас давно бы было, не сорвись мы четыре года назад в Михайловск, - вздыхает об упущенной выгоде Оксана. - Только время в этом городе потеряли.
В Михайловск, где Алёна провела с родителями детство, супруги действительно сорвались. Отъезжали словно гонимые вихрем. Подаренных на свадьбу поросят ошкуривали словно кроликов, выбрасывая сало и головы собакам. На вырученные деньги Сергей купил грузовик, на котором в Михайловске стал возить песок по заказу. Разочарования в городской жизни посыпались одно за другим почти сразу: устроить ребёнка в детсад - проблема, найти работу - тоже, нехватка денег постоянная, а тут ещё купленный грузовик забарахлил.
- Вдобавок ко всему я чувствовала себя в городе детства одинокой и чужой, - откровенничает Алёна. - Подругами за два года там так и не обзавелась. У всех знакомых своя суета. Хорошо ещё, что сестра Ирина была рядом.
Машина для малоимущих
Отдохновение супруги Кравченко находили в Овощах, где жили родители Сергея и Алёны (Отец и мать хозяйки, Николай Николаевич и Галина Михайловна Черевко, тоже в своё время умчались в город, но в 2000 году возвратились в родные Овощи, оставив свою «двушку» Ире). В селе родня на каждой улице, в праздники - концерты в клубе и выезды на шашлык с кумовьями. В один из таких праздников, 8 Марта, Сергей и Алёна объявили родителям: «В город не хотим возвращаться». Те восприняли с радостью. А вот председатель местного сельхозкооператива Леонид Геращенко призадумался. Моло дёжь из городов сюда сейчас валом валит. С вакансиями всё сложней. Что касается Сергея, то ему, мастеру на все руки, место нашли быстро: приняли кузнецом. А куда Алёну с её «переизбыточным» дипломом бухгалтера-экономиста?
- Для таких ситуаций у меня резервное решение: принимать помощниками специалистов, - говорит Геращенко. - Молодые работают помощниками агронома, инженера, зоотехника. Хороший кадровый потенциал на будущее.
Алёну приняли помощником секретаря. Сейчас, правда, она в декретном отпуске: в семье Кравченко недавно родился второй ребёнок - Катя.
- В Михайловске я бы ни за что не решилась на такой подвиг, - смеётся Алёна. - А здесь условия позволяют.
На условиях останавливаемся подробней. Каждый пункт - в сравнении. Начинаем с доходов. Зарплаты в сельхозкооперативе выглядят явно ниже городских. Поэтому семья Кравченко числится среди малоимущих и получает субсидии по коммуналке. В результате реальная квартплата для неё составляет 200 рублей в месяц в летний сезон и 300 рублей - в зимний. Проводного телефона в доме нет, пользуются мобильниками для общения с близкими, на что уходит ещё 200-300 рублей в месяц. Ирина же за свою «двушку» в общежитии, оснащённую телефоном, платит по пять тысяч (очень дорогая горячая вода и нет газа - готовят на электроплите). При этом семья сестры в городе на машину денег никак не соберёт, а у малоимущих Кравченко уже две легковушки - старенький «Москвич» для хознужд и свежая «восьмёрка» для поездок в гости. На какие, спрашивается, шиши?
Неучтённые доходы
- В прошлом году мы с Сережей получили от кооператива в общей сложности 16 тонн зерна, включая арендную плату за Серёжин земельный пай, - отчитывается Алёна. - Хозяйство у нас приличное: две коровы, две свиньи, птица. Но столько фуража нам не надо. Поэтому 12 тонн продали по пять тысяч за тонну.
Ещё одна статья дохода - продажа удоя молокосборщику. Следующая - реализация мяса свиней и телят. В кучу сложить - выходит больше, чем в городе.
Если же брать статьи расходов, то они в селе заметно скромней. О коммунальных платежах уже упоминали. А на продукты Кравченко почти не тратятся: мясо, молоко, яйца, овощи и фрукты круглый год свои. Даже за хлеб платить не надо. К тому же кооператив обеспечивает семьи работников сеном и соломой для скота.
- На этом плюсы не заканчиваются, - Алёна продолжает загибать пальцы. - За детсад здесь я плачу вдвое меньше. И ребёнка забираю вечером таким же чистым, как утром отдала. Потому что детей мало, нянечки не перегружены. В Михайловске всё наоборот. Своего Диму я уводила домой мокрого и чумазого, в его группе было 23 ребёнка, разве за столькими углядишь?
Теперь Дима крепыш - в отличие от своего двоюродного братца Тимура, который то и дело вынуждает маму брать больничный. Когда на работе начинают ворчать по этому поводу, Ирина привозит мальчика в Овощи к дедушке с бабушкой - на оздоровление. Обратно всегда уезжает с полными сумками провизии. Поэтому для Николая и Галины Черевко именно Ирина - малоимущая. В отличие от неё Алёна уже не заглядывает в родительский карман.
- В здешней школе учителя относятся к детям, как к своим, - подытоживает Алёна. - Это я знаю от кумовьёв, у которых пацаны уже учатся. Так что и с образованием проблем не будет.
Словом, Сергей с Алёной прочно осели в Овощах. «Конечно, - делает поправку Алёна, - чтобы у тебя всего было вдоволь, в селе надо колотиться. Мы ведь встаём в пять и ложимся в одиннадцать. Порой так устанешь, что мелькнёт сомнение: может, в городе лучше? Нет, мы свой выбор сделали».