Всё, что нажито непосильным трудом

На момент, когда верстался номер, стало известно, что президент Дмитрий Медведев намерен внести в Госдуму пакет законов о противодействии коррупции. Об этом сообщил журналистам глава администрации президента Сергей Нарышкин.

Предварительно, новые законы должны быть обсуждены президиумом Совета по противодействию коррупции 30 сентября, но в итогах обсуждения у Сергея Нарышкина сомнений нет. Он полагает, что они будут одобрены, и Дмитрий Медведев в тот же день внесёт их в Госдуму.

Какие изменения нас ждут в области антикоррупционного законодательства, мы поговорим ровно через неделю, когда станет ясна их суть. Пока понятно, что кардинальнейшей перекройке должны подвергнуться множество федеральных законов, верой и правдой служивших коррупционерам всех уровней долгие годы: от налогового законодательства до земельного. Если же дело сведётся к появлению только новых законодательных актов, действующих параллельно с существующими, - пиши пропало. Общество накроет очередная волна демагогии из серии «доколе?» и «дальше так продолжаться не может!»

Пока представляется, что президент настроен серьёзно, хотя несколько обескураживают цифры, приведённые министром внутренних дел Рашидом Нургалиевым. По его словам, ущерб, наносимый экономике России в результате коррупционных преступлений, составляет более 20 млрд долларов ежегодно. Представим себе чиновничий класс в образе человека, у которого отнимают такие деньги... Не шибко охотно этот человек расстанется с неиссякаемым, в отличие от нефти, источником. Помните, как горько страдал Этуш в «Иван Васильевич меняет профессию»? «Всё, что нажито непосильным трудом!»...

Сомневаться в том, что ведомая «Единой Россией» Госдума проголосует за законодательные новации, не приходится. Но известно: в России несовершенство законов компенсируется их неисполнением. И уж тем более не исполняются законы совершенные.

Генпрокурор Юрий Чайка, убеждая нас в решимости Кремля побороть гидру коррупции, пообещал, что незаконно нажитое имущество будет непременно разыскано везде, даже за рубежом. Обещает привлечь к процессу Службу внешней разведки. Заявление серьёзным назвать трудно - у СВР, слава богу, своих хлопот достаточно, особенно если учесть охлажде ние отношений между Западом и Россией.

Тот же Нарышкин, выступая на совещании руководителей правоохранительных органов России, сообщил: «Неотвратимость конфискации имущества должна стать сдерживающим фактором для тех, кто использует служебное положение для незаконного личного обогащения».

Против конфискации испокон веку существовала простая, но действенная мера под названием «родные и близкие». Если даже новые законы предусмотрят возможность декларирования имущества и доходов родственниками чиновников, куда девать «близких»? То есть доверенных лиц-соучастников?

За период борьбы в 90-е годы с организованной преступностью наши правоохранители достигли огромного прогресса: братва уже не стреляет конкурентов и не облагает данью ларьки. Братва ушла во власть и крупный бизнес. Это ещё более усложняет задачу, декларируемую Медведевым.

Как же «простые» россияне относятся к перспективе поборать коррупцию? Всероссийский центр изучения общественного мнения провёл масштабное исследование, охватившее 42 региона России.

На вопрос «Какова степень распространённости коррупции в обществе?» россияне ответили так. Высокая и очень высокая - 74% (30% - очень высокая, 44% - высокая). Средняя - 19%. Низкая - 1%. Что коррупции нет, не ответил никто.

Наиболее высокую степень коррумпированности чаще отмечают жители Северо-Западного (46%), Сибирского (43%) и Южного федеральных округов (41% соответственно). Не видят никакого результата в борьбе с коррупцией за последний год 43% россиян. Каждый третий респондент отмечает, что результаты есть, но они не слишком значительны (32%), а в 10% случаев наши сограждане склонны видеть скорее ухудшение ситуации.

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Обозрение
Газета: Газета Крестьянин