Ум по наследству
5 мифов об интеллекте
Можно ли ребёнка сделать умнее? Или какой интеллект ему достался по наследству, с таким и жить? Вокруг этой темы столько споров и домыслов... Мифы о выращивании интеллектуалов комментирует психолог Надежда Зырянова.
Миф первый
Ум передаётся по наследству, а «плохие» гены не изменить. На самом деле интеллект ребёнка зависит как от генов, так и от среды, в которой он растёт. Это доказали исследования интеллектуального уровня однояйцовых близнецов, которые волею случая были разделены и воспитывались в разных семьях, в разной культурной среде. Генотип у этих близнецов одинаковый, а уровень интеллекта получился разным.
Насколько ребёнок одарён интеллектуально, определить трудно, особенно когда он маленький, да и изменить генотип нельзя. А вот создать богатую среду для развития его природных способностей можно. Когда детей, чьи родители не отличались умом и способностями, усыновляли семьи, которые предоставляли этим детям все условия для развития, интеллектуальный уровень приёмышей после общения со своими новыми умными родителями значительно возрастал.
Любопытный эксперимент провели наши психологи. Они наблюдали группу шестилеток с одинаковым IQ (коэффициент интеллекта). Часть из них осталась ещё на год в детском саду, часть пошла в школу. Через год уровень интеллекта тех, кто пошёл в школу, был выше уровня интеллекта «детсадовцев». Оно и неудивительно: школа предлагает более богатую среду для развития.
Миф второй
Главное – дать толчок развитию интеллекта в раннем возрасте, дальше всё пойдёт само собой. Неправда. В одном исследовании психологи отобрали маленьких детей, чьи матери имели очень низкий уровень интеллекта, и занялись их умственным развитием и подготовкой к школе. За несколько лет занятий психологам удалось значительно повысить интеллект этих крошек: у некоторых IQ стал выше на 30 баллов! При поступлении в школу они опережали в развитии многих сверстников. Но когда спецзанятия закончились, дети вернулись в мир своих малоразвитых родственников, стали учиться в обычных школах, их интеллектуальный уровень снижался и стал не выше среднего уровня ровесников.
Американцы говорят об интеллекте: «Use it or lose it» – используй, а то потеряешь. Тренировать мозг надо постоянно.
Миф третий
Развивает ребёнка только общение со взрослыми. Это утверждение верно для младенцев. Да, ребёнок учится говорить, думать, общаясь со взрослыми. Родители объясняют ему значения новых слов, учат новым выражениям, поправляют, когда он что-то произносит неправильно. А младенцы, предоставленные сами себе, близнецы, погодки, которых родители надолго оставляют в компании друг друга, начинают отставать от сверстников в умственном развитии.
Но позже, в школьные годы, общение со сверстниками так же необходимо, как и общение со взрослыми. Во время президентства Джона Кеннеди в США возникла ситуация, которой не преминули воспользоваться учёные. Кеннеди решил объединить школы для чёрных и белых детей. До этого дети белых и чёрных американцев учились порознь. Белые родители штата Джорджия были против этого. Они перестали водить своих детей в школы, и школы на два года закрылись. Дети занимались с нанятыми учителями дома. Когда через два года конфликт утрясли и дети вернулись в школы, оказалось что их IQ был значительно ниже IQ детей из других штатов, которые не прерывали учёбы в школе и продолжали общаться со сверстниками. И это отставание удалось ликвидировать только через четыре года.
Миф четвёртый
Чтобы получить умного ребёнка, надо развивать у него логическое мышление. Специалисты провели многолетнее наблюдение за развитием интеллекта группы людей с 6-летнего возраста до 24 лет. И увидели, что уровень логического мышления был выше у тех подростков и молодых людей, кто в 6 лет отличался богатым наглядно-образным мышлением.
Так что не спешите решать с дошколятами логические задачки. У малышей надо развивать фантазию, воображение, образное мышление, больше с ними сочинять, рисовать, играть. Игра – очень важный этап в развитии ребёнка. Если ребёнок недоиграл в дошкольном возрасте, это скажется на его дальнейшем развитии.
Миф пятый
Люди разных народов различаются по интеллекту. В США постоянно сравнивали интеллект представителей белой и чёрной рас.
И раньше всё время получалось, что у белых IQ в среднем на 15 баллов выше. Из этого делали вывод, что чёрные – генетически ущербная раса. Но более поздние исследования показали, что причина различия в уровне IQ – не гены, а среда. А 15 баллов – это типичная разница в уровне интеллекта привилегированных слоёв населения и ограниченных в правах групп независимо от национальности. Когда определили уровень интеллекта представителей чёрных и белых групп, равных по положению в обществе, образованию, доходу, по количеству детей в семье, по духовным ценностям родителей, оказалось, что IQ у них был одинаковый.
А в Германии сравнивали интеллект детей от смешанных браков и детей этнических немцев. В единых социальных группах различий не было.
Кстати
Американский учёный Дж. Р. Флинн подсчитал, что за вторую половину ХХ века уровень интеллекта всех жителей планеты возрос примерно на 20 баллов. И эта тенденция продолжается в XXI веке. Мы стали умнее. Объясняется это улучшением условий жизни, развитием здравоохранения, изменением питания: мы стали больше есть белков и витаминов… И нашей богатой информационной средой: число образованных людей увеличивается, общая информированность населения растёт.
Наша справка
Философы под интеллектом понимают способность мыслить и рационально познавать мир. Психологи трактуют этот термин шире: включая в него не только логическое мышление, но и способность быстро обучаться, находить выход из проблемных ситуаций, накапливать практический опыт.
Интересно
Интеллектуальный уровень детей из многодетных семей тоже очень сильно зависит от образования и социального статуса родителей. В образованных семьях, где с детьми занимаются, уровень интеллекта у первых четырёх детей не ниже, чем у сверстников из однодетных и малодетных семей. И только у пятого может быть хуже. Видно, на пятого у наших родителей уже не хватает сил. В многодетных семьях, где родители сами не блещут ни умом, ни образованностью, падение интеллекта наблюдается уже у второго ребёнка, не говоря обо всех последующих.
Однако в многодетных семьях мормонов и квакеров, которые очень много занимаются детьми, интеллект их наследников не снижается, независимо от того, какими по счёту они родились.
Марина МАТВЕЕВА