Обвал рубля или совести?
Паника, вызванная обвалом рубля, крахом стоимости нефти, скачком цен, охватила не только города-иждивенцы Москву и Питер, областные центры, но и средний класс в провинции и сёлах. Даже баба Нюра стала спать тревожней на матрасе, где умело зашила деньги, собранные на собственные похороны (или платное образование любимому внуку).
А мы с вами давайте всё же попытаемся отделить мух от котлет, взглянуть на эту беду издалека. И признаемся честно, что совесть наша упала ниже критического уровня ещё четверть века назад, когда бросило нас государство, отпустило всех на «вольные хлеба», отправило на выживание. Был дан старт на грабительство ближнего и всего созданного веками, особенно в 30-90-е годы последнего столетия, трудом наших предков.
Итак, что же народ – основная часть рынка? Воровать то, что более шустрые уворовали, его и близко не подпустили. Коммерческую собственность, читай личную, стали хозяева охранять надёжней государственной: половина мужского населения России работает в охране. Выход один – купить на оптовом рынке, а продать ближнему в рознице втридорога. Да если у тебя и малый бизнес, гуляй, Вася... Сосиска в тесте по цене – как вчера билет в кино, молнию вставить в ширинку – дороже брюк, постричь лысую свою голову дороже трёхнедельного проезда в маршрутке...
А как предприятия-производители, которых, правда, осталось единицы? Они поначалу радостно вошли в гайдаровский рынок. Обосновали сказочную себестоимость своих галош или комбайнов, строили инвестиционные планы, потирали руки от предвкушения небывалой зарплаты. Но получив прибыль и выйдя на рынок (я его называю базаром) за сырьём, комплектующими, энергоносителями и колбасой, с удивлением и досадой констатировали, что всё серьёзно подорожало. Что отработали полгода почти в ноль!
Потом спецы закрывались на совещания, планёрки и втрое увеличивали рентабельность своей продукции, благо контроля и ответственности не было и нет! Но, к их большому сожалению, вокруг тоже не дремали. Стоимость бензина, авиа, ж/д перевозок, продуктов питания и т. п. и т. д. оказалась выше их предположений, да и здравого смысла. И опять в минусах. Вот так и ходят производители на базар с ельцинских времён, позабыв напрочь о покупателях, о совести.
Особая категория – это коммерческие руководители, новые русские. Они, слава богу, не бедствуют, по пять-десять лет не поднимают зарплату, выдают её по серым, а то и чёрным схемам, умело прячут от налогов пусть и небольшую прибыль, почти свернули все социальные программы и пакеты. За редчайшим исключением, все они принципиальные люди. Их принцип в том, чтобы любые негативные события в макро– или микроэкономике, политике не привёл к уменьшению собственных доходов. В ответ или цены повышают, или зарплату снижают.
Эту категорию нужно обязательно, хотя бы маленько, разложить по профессиональному признаку. Если «Сельмаш» худо-бедно делает комбайны, то самый главный и многочисленный отряд современного базара – это торговля (на каждом углу магазины, рынки, сети, автосалоны, тур– и агентства недвижимости, полупустые кафешки и рестораны...). Они не создали за исследуемый период ни рубля прибавочной стоимости. Живут и жиреют только за счёт дикой торговой наценки, только безжалостно обдирают ближнего. Попросите чашку чая в любой кафешке – стоит, как пачка чая в магазине. А любой ресторатор с удовольствием громит власть за обвал рубля и прочее.
Не могу пока сформулировать своего отношения к хозяевам строительных компаний. Вроде бы, делают неплохое дело: вширь и вверх возводят тысячи домов. Вот только при себестоимости метра квадратного 15-25 тысяч (включая взятки за строительные пятна и прочее), продают жильё по 40-60 тысяч! Дают прекрасный козырь власти рапортовать о небывалых успехах в строительстве, но большие заводы, фабрики, за исключением «Колы» и не менее вредных чипсов под Азовом, за 25 лет не возвели. А народ – бюджетники, пенсионеры, синие воротнички – только облизываются, ютятся как придётся. Трудно с ним не согласиться, что строится последние годы не жильё, а надёжные кошельки бизнесменам от торговли, банкирам и тем, кто в нужное время в нужном месте пристроился к государственной кормушке и вложил свои «честные» и кровные в ликвидную недвижимость. Сколько лет уже стоит на Суворова огромный и прекрасный жилой комплекс «Покровский», а свет-то вечерам в окнах не горит! Гуляешь иной раз – становится неприятно и страшновато: из 25 этажей освещены только два...
Много интересного и у других участников рынка. На селе, к примеру, фермеры напрочь не показывают объёмы, прибыль, не платят налоги. Крупные коллективные сельхозхозяйства пока ещё на плаву, но почти ликвидировали животноводство. Зарплаты у вчерашних колхозников мизерные, а их руководители дома выстроили огромные: себе, в своих сёлах, детям – в областных центрах. У каждого иномарка от одного миллиона рублей.
Естественно, это всё детские шалости в сравнении с сильными мира сего, кто владеет недрами, энергоресурсами, электростанциями, газовыми и нефтяными добычами. Всем, что созидали десятилетиями наши предки, что принадлежало государству, щедро наполняло его бюджет, из которого бесплатно лечили, учили, строили для простых людей жильё... Сегодня все вместе они вывозят за границу до 80 млрд долларов в год. С целью заработать на разнице курсов валют внесли и ещё внесут самый весомый вклад в обвал рубля.
Робкая вначале мысль переросла теперь в твёрдое убеждение – совесть полностью испарилась! Кто из нас мало-мальски чем-то владеет, спешит предложить это неимущему, ближнему втридорога. Горькая правда в том, что осенью прошлого года окончательно обвалилась именно она, а нынешний курс доллара и евро, галопирующая инфляция, рост цен – менее страшная тенденция. Вы в свою душу загляните, себя спросите: а кого я обжимаю?..
П. АЛЕКСАНДРОВ
г. Ростов-на-Дону