«Страх потеряли…»
Неприкасаемых взяточников меньше не становится.
Год 2014-й прошёл под знаком антироссийских санкций, связанных с ними наших финансовых проблем, призыва властей экономить бюджетные средства. Между тем, по сведениям председателя Счётной палаты РФ Татьяны Голиковой, неэффективно израсходовано 344 миллиарда рублей. И эта цифра, полагает она, ещё не окончательная.
Президент потребовал закрыть все каналы потерь, «купировать коррупционную составляющую», «вычищать парашюты топ-менеджеров компаний». А парламент одобрил его поправки в антикоррупционные законы о контроле за доходами. Расширен круг лиц, которым запрещено хранить валюту, иные ценности в зарубежных банках. Чиновникам федерального и регионального уровня придётся указывать источники средств, если цена приобретённой собственности превышает их доход за три предшествующих года. Декларации будут проверять правоохранительные органы. Нарушителейждут штрафы, исправительные работы.
Помимо «кнута» обещан и «пряник». Глава государства в недавнем послании Федеральному собранию предложил амнистию капиталов при возвращении их в Россию. Отток приобрёл характер национального бедствия: от восьмидесяти до ста миллиардов долларов ежегодно. За последние двадцать лет утекло не менее двух триллионов «зелёных». Происхождение таких денег разное, признал президент. По-разному они заработаны, получены, но нужно окончательно перевернуть «офшорную» страницу в истории нашей экономики, страны.
Вышеназванные меры - один из способов укрепить финансово-кредитную систему, защитить государственный суверенитет. Хранящий капиталы в зарубежных банках, свивший себе гнёздышко в Майами или на Лазурном берегу становится зависимым от иностранных властей. Получается: родина там, где хорошо его собственности.
Президентские антикоррупционные инициативы поддерживает большинство россиян. Одобряют и те, кому они адресованы, хотя искреннее мнение выяснить сложно. Скорее всего, попытаются, как бывало не раз, найти в законах лазейки, обходные пути. Два года назад, когда высшим должностным лицам, влияющим на государственную политику, запретили иметь счета за границей, акции зарубежных компаний, в Госдуме началась так называемая семейная революция. Смысл её: развестись с женой, чтобы переписать капиталы на счета теперь как бы посторонней женщины. Пример подал Владимир Жириновский, объявив, что у него с супругой только церковный брак. Значит, в юридическом смысле не жена ему. Не место ей и в его имущественной декларации.
Самые алчные службе Отечеству предпочли иностранные виллы, счета. Под предлогом козней оппонентов или несогласия с политикой своего ведомства подали в отставку. Как, например, первый зам руководителя думской фракции «Единая Россия» Владимир Пехтин. Его примеру последовал и коллега, депутат Геннадий Гудков.
Власти приходится учитывать растущее недовольство народа тем, что чиновники опустошают казну, «прозябают» за его счёт на заграничных курортах, в роскошных дворцах. В администрации президента создано управление по борьбе с коррупцией. Активизировал работу на этом направлении Следственный комитет РФ. Как сообщил его официальный представитель Владимир Маркин, в 2014 году возбуждено свыше двадцати тысяч уголовных дело коррупции. В числе фигурантов немало граждан с так называемым особым правовым статусом. Тех, кого непросто схватить за руку. Нужна тут долгая, сложная процедура получения санкции. В числе неприкасаемых оказались почти 150 депутатов различных уровней, 32 члена избирательных комиссий, 22 следователя полиции, десять прокуроров, сорок адвокатов, два судьи.
В разное время коррупционными скандалами отметились Минсельхоз, «Роскосмос», ГЛОНАСС. Прямым ударом по национальной безопасности страны президент назвал нецелевое использование, хищение бюджетных средств на государственный оборонный заказ. Журналисты спросили вице-премьера Дмитрия Рогозина, курирующего в правительстве это направление, какие будут выводы.
– Наводим порядок, принимаем жёсткие меры контроля.
– И всё же воруют. Почему?
– Страх потеряли, гады, – не сдержал эмоций вице-премьер.
Нет возмездия – нет и страха. Как тут вновь не вспомнить громкие дела последних лет. Анатолий Сердюков, под чьим руководством опустошали оборонный бюджет, получил статус не обвиняемого, а гендиректора испытательного центра машиностроения. Миллиард рублей увёл из казны глава «Росграницы» Дмитрий Безделов. А тот же Д. Рогозин лишь посоветовал ему покинуть пост по собственному желанию. Уволился – и был таков. Только спустя много времени мошенника объявили в международный розыск.
– Можно сколько угодно хихикать о мерах пресечения в отношении Евгении Васильевой, но счета её арестованы, ценности изъяты, – успокоил журналистов, а через них, стало быть, общественность руководитель администрации президента Сергей Иванов.
За мелкую кражу, другой менее значимый проступок можно надолго угодить в СИЗО. Фигурантка по делу «Оборонсервиса», наказавшая казну на миллиарды рублей, ждёт решения суда в роскошных апартаментах, посещает модные салоны, раздаёт интервью. А сколько таких «неприкасаемых», сколько примеров покровительства взяточникам, коррупционерам.
Вот и ответ на вопрос, почему «гады» потеряли страх.
Александр ДЕМИДОВ
г. Москва