Серебристая тысяча

Братья-станичники успешно разводят на своём подворье элитных нутрий.

Помню, как в начале 70-х появились нутриевые шапки. Они стремительно сменили кроличьи и стали символом среднего достатка советских семей. Во всяком случае, так было у нас в военном городке. О пыжике, норке и прочих дорогих мехах большинство людей и не мечтало. Как рассказывает мой знакомый фермер Иван Митрофанов, который тоже в своё время промышлял нутриевыми шапками, только первый секретарь райкома мог позволить себе норковую шапку. Его в лицо могли не знать, но по шапке отличали. Массы же довольствовались нутрией, в лучшем случае ондатрой. В эпоху борьбы с «нетрудовыми доходами» и особенно в 90-е годы на нутриях многие предприимчивые люди сделали состояние.

Но сменились времена, шапки-ушанки вышли из моды, уступив место вязаным шапочкам, которые запросто в карман можно засунуть, и нутриевый бизнес захирел. Знаю это наверняка, так как общался со многими из бывших нутриеводов.

И вот узнаю, что в станице Расшеватской живут братья Токмаковы, которые держат на своём подворье до тысячи нутрий. Значит, жив бизнес?

Шубы вместо шапок

Встречает меня Владимир Токмаков. Сегодня его очередь нести вахту. Они с Сергеем так договорились: два дня один дежурит на семейной ферме, два дня – другой.
Весь двор застроен клетками, сенниками. Дальше огород соток в 30, где Токмаковы овощей почти не выращивают, в основном – кормовые травы: суданку и люцерну.
Подворье принадлежит их дедушке Анатолию Петровичу. Владимир живёт неподалёку, а Сергей в Новоалександровске. Владимир по профессии зоотехник, Сергей – ветеринарный врач. Но оба оставили госслужбу, так как не шибко она кормила. Поначалу закупали нутрий у населения, забивали их, мясо за бесценок продавали рыночным торговцам, а то и собакам скармливали. Оно лет десять назад не пользовалось спросом. Главной ценностью были шкурки, которые братья возили на ночной рынок в Лабинск. Только теперь шкурки шли не на шапки, а на шубы.

– Днём ездим по сёлам, зверьков закупаем, ночью везём на рынок, – рассказывает Владимир, – и так несколько лет подряд. Этот ночной образ жизни измотал. Уже и за рулём стали засыпать. Решили, что пора завязывать, пока до беды не дошло.

Решили братья сами разводить нутрий. Большинство денег, заработанных на торговле, вложили в строительство клеток и сенников. Как говорит Владимир, наверное, под миллион все постройки будут стоить.

Может, ещё и не окупился за те четыре года, что братья выращивают нутрий. Зверьки у них одной породы – серебристой. Это самая подходящая для шитья шуб, да и самая дорогая.

Держать стандарт

Серебристые нутрии очень красивы. Я таких и не видел. Токмаковы закупали племенных зверьков в основном в Волгоградской области. На Ставрополье их мало кто разводит. Владимир вытаскивает из клетки здорового самца. Шерсть у него серебристая с голубизной, на спине тёмная полоска, на брюшке очень нежная и густая короткая шёрстка. Это стандарт породы. Такие шкурки наиболее ценятся меховщиками в Лабинске и Мостовском, куда братья возят сырые кожи. Там, так исторически сложилось, много специалистов по выделке шкурок. Потом готовый товар везут в Пятигорск на меховой рынок, где их покупают производители шуб. Вот такая цепочка.

– Чтобы держать стандарт породы, нужно постоянно пополнять поголовье свежей кровью, вести селекцию, чтобы закреплять у потомства лучшие признаки родителей, – говорит Владимир. Это кропотливый труд, требующий и знаний, и терпения.

Главный враг нутрии – сквозняки и сырость. Несмотря на то что животные по природе водоплавающие, излишнюю влагу в домиках они не переносят. Поэтому у Токмаковых с западной и восточной сторон клетки закрыты брезентовыми пологами, чтоб уменьшить сквозняки. Каждая клетка разделена на два отсека. Один для кормления и выгула, другой для жилья и получения потомства, собственно, домик. Вот в нём-то и должно быть сухо. Чтоб обеспечить такой комфорт, лучший материал шифер, на который стелется солома, он не промокает так, как дерево, и его зверьки не грызут. Но сейчас этот материал дорог, так что клетки обходятся животноводам в копеечку.

Нутрий необходимо хотя бы два раза за жизнь прокалывать антибиотиками и периодически давать им витамины. На такой большой ферме кормить их овощами нецелесообразно. Братья потчуют зверьков исключительно запаренным комбикормом и сеном из люцерны и суданки. Летом косят свежую траву.

Пока держимся

Владимир не скрывает, что золотые времена для нутрие­водов прошли. Первая волна – это были те самые шапки. Вторая – шубы, в которую они успели попасть. Но с каждым годом бизнес этот хиреет. Хорошо, что стало пользоваться спросом мясо нутрии. Сегодня за килограмм оптом дают 200 рублей. Братья сами на рынок тушки не возят, слишком велики транспортные расходы. К ним приезжают покупатели. Заказывают 10-20 тушек заранее и забирают.

Но доходы от мяса не идут в сравнение с рентабельностью шкурок. Ещё в прошлом году за одну сырую засоленную шкурку в Лабинске давали 500 рублей. Сегодня – 300-350. Спрос падает из-за выдавливания с рынка меховых изделий синтетическими изделиями и ширпотребом из Китая. Если, например, шуба из норки носится лет 20, то китайская – 2-3 года. Наша нутрия, конечно, лучше китайской норки, но поди объясни это людям. Очень много шуб и шкурок уходило на Украину. Некоторые производители шуб и обработчики шкурок там даже свои магазины имели на пару с местными предпринимателями. После известных событий этот бизнес рухнул.

– Но пока держать нутрий выгоднее, чем свиней, – считает Владимир. – Например, с одной свиньи, это при нынешних хороших ценах, можно получить 12 тысяч прибыли. А с 50 нутрий, это примерно эквивалент, – 20-25 тысяч. Короче, рентабельность нутриевого производства в два раза выше. Но нутрии требуют и больше знаний, и хлопот, и, главное, больше вложений на начальном этапе. Этим и объясняется невысокая популярность этого бизнеса. Свиньи крестьянам привычней, и хлопот с ними меньше. А то, что воняют не в пример нутриям, так то вопрос философский. Но африканская чума не дремлет. Так что свиньи сегодня – рискованное дело.

– Ну а как же всё-таки с шубами? Не постигнет ли их судьба шапок?
– Думаю, что пока ещё несколько лет продержимся, хотя тенденция снижения рентабельности налицо. Раньше с трёх шкурок получалось по две шапки, которые приносили 280 рублей. Это при ценах на бензин рубль за литр. Сейчас с одной нутрии имеем 650 рублей дохода, то есть 1 300 за две. Но литр бензина стоит 33 рубля. Получается, тогда рентабельность была выше в семь раз. Но это как сказка из детства. Надо жить реальностями. А они таковы: 25-30 тысяч дохода в месяц на каждого из нас. В селе больше трудно заработать. Ещё и резервы есть, голов 300-500 можно добавить. Россия – северная страна, пока в Сибири и на Крайнем Севере альтернативы меху не найдено, будем жить.

Сергей ИВАЩЕНКО
ст-ца Расшеватская, Новоалександровский р-н, Ставропольский край
Фото автора

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Общество
Газета: Газета Крестьянин