Не только для себя

Когда братья Сергей и Юрий Краснокутские приехали в Ставрополь, чтоб получить лицензию на аренду прудов близ села Овощи, там удивились: «Вы хотите заниматься рыбоводством в Туркменском районе? Там же засуха каждый год».

 Они об этом осведомлены не хуже водных чиновников, потому что родились на этой земле. Но именно это и побудило их заняться рыбоводством: в засушливой зоне не будет конкурентов.

 Засуха как стимул прогресса

 В аренде у Краснокутских два водоёма площадью 26 и 17 гектаров. Один - прямо на территории села Овощи, другой - в нескольких километрах. Вот на этот дальний пруд с гордым названием Генеральский мы и отправились на «Ниссане» братьев. По дороге знакомимся поближе.

 Сергею 30 лет, Юрию - 29. Оба окончили агрономический факультет Ставропольского аграрного университета. Оба попытались работать в родном колхозе «Путь Ленина», где много лет трудился механизатором их отец Василий Александрович. Но быстро поняли, что думающие, инициативные люди руководству колхоза не нужны. Потому и подались на вольные хлеба.

- Мы всё время держали большое хозяйство. И сейчас держим, - рассказывает Сергей, - бывало, до 30 бычков откармливали за год. С подсобного хозяйства в основном и жили, а не на колхозную зарплату отца. Заработанные на бычках да на свиньях деньги и вложили в новое дело. А потом брали кредиты.

 Пруд Генеральский - чистый, глубокий водоём.

- Это сейчас он такой, а было заросшее камышом болото, - говорит Юрий, - нам пришлось нанять самолёт, чтоб обработать поверхность раундапом. Он для рыбы не вреден, а камыш хорошо уничтожает.

 Чтоб обеспечить приток чистой воды, братья и папа, который теперь стал маститым рыбоводом, периодически чистят родники в верховьях речушки Учи, которая питает пруд. До них этим никто не занимался. Теперь вода в пруду чистая, что подтверждают регулярные лабораторные анализы.

 Вижу какое-то колесо на берегу, наподобие корабельного штурвала.

- Это лебёдка, чтоб поднимать хватку, - поясняет Сергей, - мы неводом рыбу не ловим.

 Юрий крутит колесо, и из воды выползает огромная, 70 на 30 метров, сеть, натянутая на раму. Такими хватками, только маленькими, промышляют многие рыболовы-любители на юге России - хотя это и незаконный способ ловли.

 Ну а Краснокутские выбрали такой способ сбора прудового урожая, потому что в их условиях он самый эффективный. Спускать воду, чтоб потом собрать рыбу, как делает большинство рыбоводов, - непозволительная роскошь в условиях безводья. Тянуть бредень тоже не лучший выход: на дне полно догнивающих останков камыша, да и рыба при таком варварском лове травмируется.

 Если выловленную рыбу не удается сразу реализовать, её помещают в деревянные ящики-садки, что стоят у причала. В поросших мхом и тиной ящиках рыба может жить больше месяца. Такой своеобразный склад живой продукции.

 В одном уголке пруда протянуты провода с лампочками. Ночью на свет слетаются тучи насекомых.

 - Говорят, что за сезон одна лампочка притягивает до тонны этого биологического корма, - говорит Сергей. - Я не считал, сколько на самом деле поедается комаров и прочей мошкары, но знаю, что это очень хорошая добавка к традиционному комбикорму. Мы стараемся следить за новинками в рыбоводстве. В наших спартанских условиях приходится мозгами шевелить, чтоб сделать рыбоводство рентабельным.

 Краснокутские поначалу возили малька из нескольких рыбоводческих хозяйств. Но ближайшее из них находится за 200 километров от Овощей. Очень часто мальки карпа, белого амура и толстолобика не выдерживали такой дальней дороги.

Теперь возят личинку - малька, которому несколько дней от роду. Потом его доращивают в специальном прудике, кормят дафниями и прочей прудовой живностью. Дело очень тонкое, рискованное. Но Краснокутский-папа его освоил хорошо. Экономия по сравнению с мальком десятикратная.

 В целях повышения рентабельности производства отлавливают рыбу не осенью, как большинство рыбоводов, а летом, небольшими партиями. Сейчас кило карпа стоит оптом 80 рублей, осенью упадет до 35-40.

 В ближайшее время откроют в райцентре Летняя Ставка свой магазинчик. Для себя розница, конечно, выгодней опта. И людям выгода, когда производитель торгует напрямую.



Ловите кто хотите

 Делая деньги, Краснокутские никогда не забывали, что живут в окружении не слишком богатых людей. Поэтому никогда не кичились своим благосостоянием, хоть и нажитым праведными трудами. И даже готовы делиться с ближним.

 Я обратил внимание, что вокруг пруда очень чисто, стоят мусорные баки.

- Это для отдыхающих. На Генеральский пруд традиционно приезжают отдыхать со всего района, - поясняет Юрий, - мы, став его арендаторами, не стали ломать традицию. Разрешаем отдых. Но просим людей быть аккуратными, уважать наш труд и наш бизнес. Поэтому поставили мусорные бачки, держим человека, который регулярно убирает территорию. Правда, рыбу ловить не разрешаем. Не все нас понимают, но постепенно народ привыкает к порядку.

 А вот на другом пруду, что на территории села, ловить можно. Краснокутские запустили туда несколько десятков тысяч малька. Перед этим собрали сход граждан, поделились своими планами и попросили людей не пользоваться браконьерскими снастями. Когда рыба подрастёт, братья свое выловят, а пока пусть народ наслаждается рыбалкой.

 А еще четыре пруда на территории района Краснокутские зарыбили просто так, что называется, из любви к искусству.

 - Как известно, жадность фраера сгубила, - смеётся Сергей, - мы такой участи не хотим. Собираемся здесь жить долго, это наша родина, и детям нашим здесь жить. Мы уважаем своих земляков, и хотим, чтоб и нас уважали.

 Многие люди понимают и ценят такую дружелюбность и открытость бизнесменов. Но всем, конечно, не угодишь, хватает и злых языков, и открытых недоброжелателей.

 После экскурсии на Генеральский пруд братья с отцом решили спустить немного воды из сельского пруда в накопитель, чтоб потом на случай засухи подпитывать нижний пруд. Пока ладили трубу, подъехал на машине 50-летний крепыш.

 - Что это вы опять тут делаете? - не слишком любезно поинтересовался он.

 Началась перебранка. Вопрошающий оказался заместителем председателя колхоза по безопасности Александром Крикуновым. Он стал доказывать, что у колхоза есть свои права на этот пруд и тем более на дамбу и плотину. Братья отослали его… к документам, подтверждающим их права аренды. Крикунов поинтересовался моей личностью, и заявил, что меня уже успели подкупить расторопные дельцы.

 - Мы давно конфликтуем, хотя правда - на нашей стороне, - говорит Сергей, - не хочет руководство колхоза смириться с тем, что кто-то рядом живет своим умом и не молится на них. Что называется, конфликт старого и нового.

 Тут подошёл еще один землячок, назвался Петровичем. Он живо стал советовать, как лучше засосать воду в трубу, чтоб заработала, как сифон. Я поинтересовался у Петровича, как он относится к Краснокутским.

- Когда они воду спустили, я был против. Ну, а теперь опять воды много, рыбу дети ловят, гуси плавают, что ж плохого? Нам от них вреда нету.

 Когда Петрович отошел в сторонку, Сергей заметил, что дед раньше был ярым их противником. А теперь помягчел.

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Опыт
Газета: Газета Крестьянин