Назначительные изменения
В Ростовской области отменили выборы районных глав и депутатов.
На Дону завершилась реформа местного самоуправления. Отныне главы районов области будут назначаться по итогам конкурса либо избираться из числа местных депутатов. Власти считают, что это приведёт к «деполитизации муниципального управления» и укреплению вертикали. Оппозиция называет реформу «уничтожением представительной власти в регионе» и прогнозирует проблемы с кадрами.
Пакет из четырёх законопроектов, внесённый губернатором Василием Голубевым, был принят на заседании Заксобрания 18 ноября. Базовый документ называется «О представительных органах и главах муниципальных районов и главах поселений в Ростовской области». Согласно ему, в регионе меняется порядок формирования органов местного самоуправления. Если раньше депутаты района и его глава избирались народом, то теперь они будут назначаться. Новая схема выглядит так: депутаты поселений избираются на прямых выборах, тут всё по-прежнему. Председатель поселенческого собрания становится его главой либо же руководитель назначается по контракту, в зависимости от устава поселения.
В состав районного собрания депутатов входят минимум два человека от каждой территории. Это обязательно глава поселения плюс кто-то из местных депутатов. Если поселение небольшое, то, возможно, несколько человек. Число депутатов района не должно быть менее 15.
Изменится и порядок отбора глав районов. Теперь они станут «наёмниками», которых назначают конкурсные комиссии. Одну половину членов комиссии определит губернатор, другую – собрание депутатов района. В поселении членов комиссии отберёт глава районной администрации и местное собрание депутатов. В отличие от прежнего порядка, требующего решения суда, новые правила позволят увольнять нерадивых руководителей простым приказом губернатора.
Новый закон начнёт работать, когда у конкретных глав и депутатов закончится срок полномочий, рассказала на слушаниях руководитель комитета по законодательству Заксобрания области Ирина Рукавишникова.
– Полномочия большинства глав истекают весной 2015 года, то есть уже осенью-зимой в поселениях состоится переход на новую систему. Выбор глав для назначения будет происходить пока из числа действующих депутатов поселений, – пояснила она. «Так что в этом смысле год будет сложным», – добавил спикер донского парламента Виктор Дерябкин.
По словам депутатов, изменить законодательство их заставили мировые и российские тенденции в развитии самоуправления.
– На первый план сейчас выходят требования бесперебойной работы муниципального хозяйства, – отметила Ирина Рукавишникова. – Чувствуется определённая усталость населения от растягивающихся политических процессов и бесконечной череды выборов разных уровней. Явка на них снижается. К слову, недавно мне довелось участвовать в одном соцопросе... Меня спросили: «Что бы я выбрала как житель Ростова – чистые улицы, отсутствие снега зимой на проезжей части или участие в выборах мэра города?» Не знаю, как вы, но я выбрала чистые улицы и благополучие в городе, – добавила депутат.
Новый закон позволит оперативнее решать местные вопросы на территории, считает губернатор Василий Голубев.
– Теперь избиратели на уровне поселения смогут почувствовать ответственность за принятие решений, в том числе за выборы руководителя органа исполнительной власти, – заявил донской глава. – Если человек пошёл работать во власть, то он должен служить людям. Если он будет делать это плохо, ему укажут на дверь.
Наконец, как уверяет Ирина Рукавишникова, назначение глав по контракту позволит «деполитизировать управление муниципалитетом» и привлечёт в эту сферу реальных профессионалов.
– Главы администраций будут соответствовать определённым требованиям, которые устанавливаются законом, – заявила г-жа Рукавишникова. – Это и наличие высшего образования, и стаж работы на руководящих должностях. Не секрет, например, что сейчас большое количество глав поселений не имеют высшего образования.
Укрепит или уничтожит?
Как и стоило ожидать, против изменения прежней системы голосовали в Заксобрании коммунисты и справедливороссы.
– Данным законом в регионе уничтожается представительная власть, – заявил во время слушаний руководитель фракции «Справедливая Россия» Сергей Косинов. – Исполнительная вертикаль, которая сегодня выстраивается начиная с муниципалитетов, никогда не допустит, чтобы в состав депутатов вошли люди, говорящие что-либо не как все. Создаётся фильтр для оппозиционных депутатов. Мы обязательно будем обжаловать этот закон в Конституционном суде.
С Ириной Рукавишниковой долго спорили.
– Снижение интереса к муниципальным выборам связано в первую очередь с тем, что их результаты предсказуемы! – возмущался коммунист Владимир Карпенко. – Не было бы этой проблемы, не пришлось бы и закон принимать! Вы говорите о том, что новая схема позволит быстро менять неэффективного руководителя. Но в чём проблема? Когда власти сильно захотели, то наших товарищей Кондратенко и Золотовского (бывшие главы г. Новочеркасска и Обливского района области, вынужденные досрочно уйти со своих должностей. – Прим. ред.) быстро убрали. Решаемый этот вопрос? Решаемый!
Впрочем, как уверяют депутаты от оппозиции, главная проблема сейчас даже не в том, что «несогласным» кандидатам осложнят путь во власть. Дело в другом: поскольку в 2015 году многих депутатов и глав районов изберут из числа действующих «низовых» депутатов, далеко не все из них смогут полноценно заменить ушедших руководителей, считают коммунисты.
– Поселенческие депутаты – все хорошие, достойные люди, – говорит депутат от фракции КПРФ Игорь Беляев. – Но давайте признаем: глава района – это не совсем их уровень. Почти два года, до следующих выборов депутатов поселений в области будут работать недостаточно подготовленные люди.
На заседании Заксобрания районные депутаты, конечно, присутствовали. Однако большинство из них отказались от общения с журналистами: «Нас толком не спросили при подготовке законопроекта, что тут говорить», – таким был общий тон ответов. Хотя по редким репликам в кулуарах можно было понять: депутаты нововведения не слишком одобряют.
– Что бы я выбрал – чистые улицы или выборы? Чистые улицы и умного мэра, – так иронически прокомментировал слова г-жи Рукавишниковой один из них. А другой всё же отметил лаконично: «Я считаю, что власть должна избираться народом».
– Реформа в целом повторяет мировые тенденции, – комментирует изменения замдиректора Института философии и социально-политических наук Южного федерального университета Дмитрий Абросимов. – Например, в большинстве американских городов есть наёмные управленцы. Даже в российском контексте Ростовская область – один из последних регионов, который проводит подобную реформу. На том же Ставрополье давно есть сити-менеджеры. Плюсы новой системы заключаются в том, что она позволит избежать конфликтов между районной властью и муниципальной. А минус в том, что при такой системе наёмным главой может стать человек, далёкий от территории, не знакомый с её спецификой. Считается, что новый порядок якобы отсекает оппозицию от власти. Но это не совсем так. Проблема в другом – у оппозиционных партий просто не хватает кадров, чтобы участвовать в выборах муниципальных депутатов. Те же коммунисты привыкли работать с большими территориями, претендовать на громкие посты. А новая система акцентирует внимание на низовом уровне. Конечно, непривычно. Но хорошо для политической системы – это заставит партии менять методы своей работы.
По мнению ректора Института политических и медиаметрических исследований Алексея Фёдорова, власти слегка лукавят: люди устали не от выборов, а от отсутствия альтернативы.
– У нас выборы подменяют голосованием, – считает эксперт. – Люди хотят выбирать, это показывают наши исследования. Но у вас ведь как обычно происходит? «Сверху» спускается кандидатура, чей-то хороший знакомый, и приходится за неё голосовать. Причём если такой «избранник» работает неэффективно, то его сложно снять. Теперь, конечно, сделать это будет гораздо проще. То, что губернатор берёт на себя ответственность за назначение, это хорошо. Но есть и риски. В области нет реально действующей системы отбора сити-менеджеров. А назначить на все посты знакомых людей просто невозможно. Пока что те главы районов, с которыми мне удалось пообщаться, настороженно относятся к новому закону. «Подождём, может, его и отменят», – говорят они.
Напомним, ранее прямые выборы были отменены в области и в городских округах: теперь они также назначаются из числа депутатов муниципалитета. Кроме того, в Ростове-на-Дону функции мэра разделили между собой глава города, являющийся председателем гордумы (Зинаида Неярохина), и глава администрации города, или сити-менеджер (бывший вице-губернатор Сергей Горбань). По мнению политологов, реальная власть оказывается при такой схеме в руках сити-менеджера. Именно он управляет коммунальным хозяйством муниципалитета и взаимодействует с правительством области. Вероятно, подобная же ситуация образуется и в сельских территориях.