Новый закон о СМС-спаме обойти не удастся

С  21 октября вступили в силу поправки в закон "О связи", запрещающие рассылку СМС-спама, то есть тех самых надоедливых смсок "Вы выиграли миллион" или "Займы и микрокредиты".

О том, действительно ли спам перестанет приходить, мы поговорили с Александром Пахальяном, главным специалистом-экспертом Ростовского УФАС России.

- В прошлом году рынок смс-рассылок увеличился в 1,7 раз, на этом зарабатывают много денег. Как этот рынок устроен и кто, собственно отправляет спам? 

- До принятия закона в системе рассылки спама было очень много промежуточных звеньев между оператором, который предоставлял смс номера для рассылки, и тем, кто рекламу рассылал. Как правило, операторы предоставляют СМС-каналы так называемым контент-провайдерам. Они в свою очередь сотрудничают со специализированными агентствами, которым дают доступ к шлюзам. Агентства уже сотрудничают с другими неспециализированными (на смс-рассылках) агентствами или самими рекламодателями. смс-рассылки осуществлялись по схеме, которая не требовала заключения прямых договоров с оператором. То есть компания-заказчик смс-рассылки могла воспользоваться услугами не операторов, а посредников, которые не заключали договоры с операторами мобильной связи напрямую. Получалось, что при обращении к оператору по поводу жалобы ФАС мог потратить до полугода, разбираясь, от кого же все же пришла рассылка, настолько схема была запутанная.

- Изменится ли что-то теперь, после принятия закона?

Сейчас операторы уже не будут заключать договоры с контент-провайдерами, а только прямые договоры с теми, кто рассылки будет делать. Получается, что с рынка уйдет целый сегмент, который и делал его непрозрачным. Мы ожидаем, что все это закончится до конца года. Изменится и работа операторов. Например, в Билайне уже рассказали, что будут вводить систему штрафов для партнеров: если на организацию, с которой заключен договор, придет две жалобы от клиентов и содержание действительно подтвердится, то есть у отправителя не будет согласия от абонента на получение рекламы, то оператор будет штрафовать на пятьдесят тысяч рублей. А если ситуация не изменится, то договоры будут расторгать.

- На специализированных форумах в интернете уже обсуждается, что закон можно обойти. Например, назвать смс-рассылку смс-информированием. Действительно ли такое может сработать?

- Нет, не может. Если СМС-сообщение содержит информацию рекламного характера ( это значит, что имеется объект рекламирования), то такое, сообщение будет являться рекламой, неважно называются они рассылкой или информированием. То есть на того, кто их рассылает, будут распространяться требования закона «О рекламе».

- Откуда вообще у спамеров появляются номера телефонов? Ведь чаще всего рассылки приходят от компаний, с которыми человек никогда не контактировал.

- К сожалению, откуда спамеры берут базы номеров, неизвестно. Но есть несколько мест, в которых люди оставляют номер телефона достаточно часто, не замечая, что подписались, таким образом, на рассылку. Первое такое место – это платежные терминалы. Оплачивая услуги через терминалы, никто не обращает внимания на вкладку «оферта», а уж тем более не читает то, что там написано. А в ней вполне может быть информация о том, что плательщик, внося деньги, согласен получать СМС-рассылку. Здесь кроется и своя особенность. Пополнив счет, например, в терминале Comepay, и получив после смс о предложении взять кредит, человек не поймет даже, куда ему обращаться, чтоб от рассылки отказаться, потому что связь с терминалом проследить сложно. А отказаться можно только письменно обратившись в этот самый Comepay.

Другой такой пример - магазины и торговые центры. Получаете дисконтную карту, оставляете свой телефон, чтоб получать смс об акциях конкретного бутика. А потом получаете рассылку от всех магазинов, с которым ваш магазин обменялся клиентской базой, чтоб расширить круг возможных покупателей. А иногда телефонные номера потом еще и продать агентству могут.
Указывать свой номер телефона в социальных сетях тоже небезопасно. Впрочем, завести сегодня страничку без указания номера мобильного уже нельзя. А толковому программисту не составит труда получить эти данные и перепродать все тем же агентствам.
И, конечно, операторы. Еще до введения закона в пользовательском договоре присутствовала формулировка о том, что при отсутствии письменного отказа, клиент автоматически соглашается «на получение рекламной информации, распространяемой по сетям связи». 

- Видно ли какие-то позитивные тенденции сейчас, через месяц после вступления поправок в силу? Мне, например, на телефон так и приходит спам про выигранные машины и наличные с доставкой.

- Мы изменения на себе пока не почувствовали. К нам сотнями продолжают приходить заявления. С 2013 по настоящий момент в Ростовское УФАС поступило более 500 заявлений от граждан по поводу спама, и уже принято 340 решений о нарушении закона « О рекламе», выдано 200 предписаний и наложено 160 административных штрафов на сумму порядка 5 миллионов рублей. Думаю, что об успехах стоит говорить уже в следующем году, когда эти изменения реально заработают, а пока что управление продолжает работать в том же режиме. 

Анастасия САМОХИНА

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Закон