Бог виноградников любит холмы
Как спасти бренд № 1 Ростовской области – цимлянское вино.
11 ноября Госдума РФ во втором чтении рассматривала проект российского закона «О винограде и вине», после 16-летнего перерыва, когда по инициативе кубанских виноградарей и виноделов была первая попытка сдвинуть с мёртвой точки дело южной России в соответствии с мировым опытом и стандартами. Помогло на сей раз вступление в состав России Крыма, который давно жил по нормам украинского закона «О винограде и вине».
Отсутствие в России этого закона подрывает производительные силы российского виноградарства и виноделия. Чего только стоит сообщение в областной газете «Наше время» в одном из летних номеров о том, что объём продаж вина, произведённого на донских винзаводах, сократился в первом полугодии 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. более чем на 50%, отсюда – и намерение ЗСРО принять в ближайшее время свой областной закон «О винограде и вине».
Так как я ни одно десятилетие ставлю опыты интенсивной культуры винограда донского сортимента на склонах южной экспозиции в г. Цимлянске, то рискну озвучить свои предложения в этом аспекте, чтобы не повторять ошибок виноградарской фермеризации Дона 90-х годов, когда средства фонда поддержки для развития виноградарства, аккумулируемые в АО «Донвино», ушли поистине в чёрную дыру. Я, было, свои предложения для недопущения повторения этих ошибок направил в правительство Ростовской области, но из ответа за № 397/1661 от 15.09.2014 г., подписанного зам. министра сельского хозяйства и продовольствия области А. Кольчиком, я понял, что ошибся адресом, так как меня считают дилетантом, не более.
Я предлагал финансировать госпомощь энтузиастам виноградарства только за освоение склонов донского правобережья, то есть тех мест, где исторически была доказана эффективность виноградарства и виноделия, а не в пойме, где некоторые экспериментаторы закладывают виноградные насаждения.
А между прочим, делегация Кубани, посетившая меня 30 августа с. г., рассказала, что у них энтузиастам виноградарства и виноделия предлагаются для освоения под виноградники только склоны Кавказского хребта от Краснодара до Крымска, и ни одного квадратного метра эталонных кубанских чернозёмов. А так как опыта склонового виноградарства у них нет, то они и приехали посмотреть на наши труды. После дегустации винограда (хотя он ещё и не имел съёмной зрелости) я получил заказ на заготовку нескольких тысяч черенков винограда цимлянских сортов, пухляковского, с тем чтобы в перспективе будущие кубанские энтузиасты сажали не только знакомые на Кубани каберне, мурведр и ркацители, но и автохтонные (нигде не встречающиеся) наши сорта, о чём с гордостью похваляется донская пресса.
Да, «Цимлянское» является брендом № 1 Ростовской области, но в условиях несоблюдения требований экологии цимлянских сортов винограда, сплошь и рядом встречающихся в наших бывших винсовхозах «Донвино», говорить о высоком качестве вина не приходится, о чём и свидетельствует динамика продаж вина.
Я предлагаю через газету правительству области не распылять будущие средства поддержки будущим добровольцам, а сосредоточить их для создания Цимлянского национального парка виноградарства за счёт освоения под виноградники цимлянских сортов примерно 30 гектаров бросовых земель в городской черте Цимлянска (200-250 тонн винограда, 170-200 тыс. бутылок настоящего «Цимлянского»), но осваивать не так, как осваивало 20 лет назад на склонах ОАО «Янтарное» у Константиновска, а с учётом интенсивной культуры и с прицелом на долговечные насаждения. Ведь в Европе средний срок эксплуатации виноградников составляет 80-90 лет, а на Дону – в пределах 20 лет, а при нынешних закладках виноградников в пойме этот срок вряд ли превысит 10 лет. А будут требовать деньги на свои эксперименты из господдержки.
В качестве первого реального шага к сохранению исконных цимлянских виноградников (их осталось в пределах 15 из бывших 150 в г. Цимлянске в границах бывшего товарищества «Кумшат») я попросил в своём обращении в областное правительство в свете громогласных заявлений губернатора В. Голубева о поддержке тех, кто по-настоящему работает, компенсировать затраты на закладку и эксплуатацию склоновых виноградников, произведённую добровольцами ещё в 80-е годы за свой счёт, из расчёта 1 тыс. рублей за плодоносящий куст винограда донского сортимента, так как эти поистине могикане заслужили это. Их никогда не приглашали на съезды донских фермеров, их никогда не награждали, а ведь они хранители того самого бренда № 1 области. Цена вопроса – 3-4 млн рублей. Но зам. министра в своём ответе ушёл от этой темы, словно я её и не ставил. Видимо, действует отлаженная инерция сорить деньгами за декларации о намерениях, а не за полученный результат.
Николай Петрович ЛУКЬЯНОВ
ст. Красноярская, Цимлянский р-н, Ростовская обл.