И снится им трава у дома
На крапиве, пустырнике, чернобыльнике и прочем бурьяне станичник Сергей Танков неплохо зарабатывает сам и даёт заработать землякам
Трава у дома снится, когда мы долго не были в нём или когда эта трава надоела. В семье Танковых случай № 2. Трава в их фирме «Травник» повсюду. Запахами тысячелистника, ромашки аптечной и шалфея пропитаны, кажется, все уголки усадьбы. А новые партии лекарственного сырья сюда везут и везут. На велосипедах, на лошадях, на машинах и даже на тракторах. Ночью только смежишь глаза, а перед внутренним взором снова вороха целительного разнотравья. Запахи, приводящие в восторг любителей фиточаёв, глава фирмы Сергей Танков называет вонью. Но куда денешься от надоевших ароматов, если травы эти тебя кормят?
Деньги под ногами
Пригласив меня в офис с иконами, аквариумом и кондиционером, Сергей Танков просит племянницу Ольгу принести нам цейлонского чая. В отличие от крутых фирмачей, что в присутствие посторонних, давясь, потребляют только собственную продукцию, Сергей Викторович не рекламирует свой товар.
- А мне надоела эта вонь, - отвергает он мой восторг. - Травяной чай в моей семье пьют в исключительных случаях, - когда действительно заболели. Если дышишь этими запахами с утра до вечера, включать их ещё и в меню - наказание.
Родом Танков из станицы Костромской, неподалёку отсюда. В детстве бабушка лечила его травами. Запомнил четыре названия: зверобой, мать-и-мачеха - от простуды и кашля, подорожник, горечавка - для заживления ран. Даже предположить не мог, что после офицерской карьеры придётся вспоминать бабушкино ремесло.
- Когда девять лет назад уволился из милиции, ко мне в гости приехал кум Александр Баташан из Крымска, - вспоминает Сергей Викторович, отхлёбывая чай. - Человек он предприимчивый и цепкий. Присмотрелся к станице, окрестностям и говорит: «А почему бы не заняться заготовкой лекарственного сырья?»
Идея увлекла отставного капитана своей очевидностью. Позже не раз удивлялся: «Как это я сам не дотумкал? Деньги-то под ногами лежат!» Ярославская расположена в предгорье. Предместья с весны до поздней осени - в пёстром ковре разнотравья. А ещё косогоры утыканы кустами шиповника и боярышника. Но с чего начать? Не отправляться же в луга с туманными воспоминаниями далёкого детства о зверобое и подорожнике. Поехали за консультацией в Махошевскую, где Танков служил участковым и знал всех, как облупленных. Среди его знакомых была и бывшая работница заготконторы, которая подробно проконсультировала начинающих травников.
Наш разговор прерывает настойчивый телефонный звонок. Станичница, накосившая воз тысячелистника, спрашивает прямо из степи по мобильному: «Когда привезти?» «Мы же договаривались: работаем по предварительной заявке на большую партию, - журит партнёршу Сергей Викторович, но тут же смягчается: - Раз накосили - везите, примем».
Зачем травнику табакорезка
- Следом возник вопрос о первичном капитале, - возвращается Танков к теме. - Чтобы организовать заготовку лекарственного сырья, надо закладывать три статьи расходов: на транспорт, на сушку и на оплату труда заготовителей. Пошли с протянутой рукой по родственникам. Насобирали в долг. И дело закрутилось.
Прежде всего друзья отремонтировали старый бортовой «КамАЗ», что давно стоял без движения у Танкова. На нём стали вывозить в луга собирателей боярышника и шиповника. Занятие оказалось настолько популярным для охваченной безработицей станицы, что на первый рейс записалось 40 человек. Вечером всех их с полными авоськами доставили обратно на усадьбу тёщи Сергея Танкова (сам Сергей Викторович тогда своего угла не имел, снимал с семьёй квартиру), взвесили сбор каждого и тут же расплатились. На этой же усадьбе ускоренным темпом строили простенькую сушилку с подогревом. На её ярусах помещалось до полутора тонн плодов шиповника и боярышника.
- Первый груз - пять тонн сушёного сырья - доставили в одну краснодарскую фирму. И там нас, неопытных, так красиво «обули»… - смеётся Сергей Танков. - Нашли несколько экземпляров с плодоножками и вдвое сбросили цену. Это позже мы узнали, что три процента плодоножки не влияют на качество. Но даже при бросовой цене мы оказались не в накладе.
Первое время семья Танковых трудилась без разгибу. Кум, уставший ездить за 300 километров из Крымска в Ярославскую, получил от Сергея полный расчёт и стал заниматься дома другим делом. Чтобы заработать лишнюю копейку, супруги Танковы с детьми выезжали на сбор трав и плодов, выращивали под окошком на 10 сотках календулу, собирая по два мешка цветков каждое утро. Выдержали. Через шесть лет на краю станицы отстроили добротный офис с просторными сушилками, помещениями для первичной переработки сырья и хранения.
Кстати, для измельчения высушенных трав Танков использует табакорезку, ножи которой отрегулировал на семь миллиметров - стандарт для аптек. В таком виде его продукцию покупают фасовочные фирмы, имеющие соответствующую лицензию.
Заработок заготовителя - две тысячи в день
В ворота зазвонили. Оля спешит к очередному клиенту. Выглядываю пообщаться и я. На багажнике легковушки - вязанка пустырника. Водитель перекладывает её на весы. Оля двигает груз и докладывает: «Двадцать семь килограммов» - и выносит из дома 108 рублей.
- Мы живём по-соседству, в хуторе Северном, а родители здесь, - рассказывает Денис Шариков, пряча деньги в карман. - Так я, как еду к ним, - охапку бурьяна на багажник, чтоб дорогу оправдать. А иногда и специально прикачу, когда много с сыном накосим. Один раз тракторную телегу крапивы на 800 рублей доставил, другой - на 4100. Хорошее дело организовал Танков.
Для Сергея Викторовича Шариков - эпизодический партнёр. Таких, как он, заглядывающих на базу «Травника» от случая к случаю, много. Бизнес же Танкова держится на десятке семей, которые занимаются заготовками растений, кореньев и плодов круглогодично. Ведь корень одуванчика и девясила можно копать до самой весны. Плоды боярышника и шиповника тоже держатся на ветках и зимой. В разгар сезона заработок этих заготовителей достигает 1-2 тысяч рублей в день.
- Сейчас моя фирма вышла на приличные объёмы, - подытоживает предприниматель Танков. - За год отправляем в несколько фирм 120 тонн готовой к расфасовке продукции. Но наши луга и леса способны дать больше. И спрос на товар всё растёт. Люди не хотят травиться химией. Переходят на бабушкины травяные рецепты.
- Чего же сами не фасуете? - спрашиваю. - Старшую дочку, Люду, сейчас отправляем учиться в фармакадемию, - отвечает Сергей Викторович. - Чтобы развивать дело, нам нужен квалифицированный специалист. Ну, и деньги, конечно. Я ведь в кредиты не залезаю. Хотя помещение для расфасовки у нас уже есть: в новом доме, на другой усадьбе.
Танков-травник начинал с нескольких наименований лекарственного сырья. Сегодня ассортимент его фирмы насчитывает 170 растений и плодов. Станичники несут к нему чуть ли не всё, что растёт на ближайших лугах, в садах и огородах. В том числе листья вишни, смородины, малины… И даже створки фасоли, которые прежде просто сжигали. Оказывается, этими створками лечат ревматизм, воспаление почек и, представьте себе, сахарный диабет.