Многоликий Янук
Президент Украины дал неожиданную пресс-конференцию в Ростове-на-Дону.
Неизвестно, каких целей добивался Виктор Янукович, назначая свою встречу с журналистами. Но вряд ли он достиг хотя бы одной. Даже часа общения хватило, чтобы понять главное – политическая карьера изгнанного президента Украины как никогда близка к закату. Вместе с остальными наблюдал это печальное зрелище и корреспондент «Крестьянина».
Давно в Ростове не было таких «конспирологических» пресс-конференций. Удивил уже сам выбор города. Опального президента, почти неделю не появлявшегося на людях, ждали где угодно – в Москве, Харькове, Севастополе... Но никак не на берегах Дона. Позже Янукович объяснил свой выбор, но этим лишь напустил тумана. Наконец, само место проведения встречи было до конца неясно. В Донском государственном техническом университете отменили занятия, а вокруг самого вуза с утра крутились полицейские. Журналисты настроились ехать туда. Но уже перед началом стало известно, что пресс-конференция состоится в одном из залов «Вертол-Экспо». Двумя часами ранее здесь закончилась сельхозвыставка.
Сотню иностранных и российских журналистов долго не пускали внутрь, и они яростно ругались с охраной.
– Мы сейчас свергнем Януковича во второй раз, – в гневе пообещала одна из журналисток.
Но вскоре выяснилось, что делать этого уже не нужно.
...Виктор Фёдорович не стал долго раскачиваться.
– Настало время сказать о том, что я намерен продолжить борьбу за будущее Украины, – заявил он. – Против тех, кто страхом, террором пытается оседлать её. И я решил об этом публично заявить. Никто меня не свергнул. Я вынужден был покинуть Украину под непосредственной угрозой своей жизни. Власть в стране захватили профашистские молодчики, представляющие абсолютное меньшинство жителей...
Для разрешения конфликта президент предложил меры: провести конституционную реформу, президентские выборы и референдум. Он настаивал на сдаче незаконного оружия и даже призвал провести «беспристрастное расследование актов насилия под общим мониторингом власти, оппозиции и Совета Европы».
Вину за призошедшее Янукович, понятно, возложил на своих противников.
– Это результат безответственной политики Запада, которая потворствовала Майдану, – говорил он так, будто смотрел все эти дни исключительно российские телеканалы.
Дальше начались вопросы. Невзирая на них, Янукович всё пытался донести миру какое-то своё послание. Выходило так, что президента цинично обманули все – и зарубежные министры, и оппозиция, и даже бывшие соратники.
– Я верил в порядочность иностранных посредников, – говорил Янукович. – И подписал соглашение (с оппозицией, об урегулировании кризиса. – Прим. ред). Но оно не было выполнено. И как результат, Киев наводнили вооружённые люди. Которые начали громить дома, храмы… Людей просто на улицах грабили и избивали. И это продолжается и сейчас.
«Передай ему, что он врёт!» – кипятился при этих словах мой донецкий друг, присылая гневные смс. Кажется, пресс-конференцию смотрела вся Украина.
– ...Те имена, которые облетели весь мир – Ярош, Парубий, Тягнибок. Это люди, которые пропагандируют насилие. Их хорошо знают не только в Украине. А в Израиле они вызывают ужас. Поэтому я считаю, что Верховная Рада нелегитимна, – всё продолжал президент.
– Вы подписываете соглашение с оппозицией, идёте ей на уступки, а потом фактически сбегаете из страны. Почему? – поинтересовался журналист Первого канала.
– Я никуда не бежал! – Янукович был твёрд.
История его перемещений смахивала на сюжет боевика (малобюджетного). В Киеве машину президента обстреляли из автоматического оружия. Пришлось срочно переезжать в Харьков. Но туда начали прибывать радикалы – и президент выдвигается на вертолёте в Луганск. В воздухе лётчики получают угрозы: «Сейчас поднимем истребители!» (противники Януковича боятся, что он улетит в Россию). Машины спешно садятся в Донецке. Далее – автомобильными дорогами до Крыма.
– Мои намерения опять были разрушены через новые угрозы, – рассказывал Янукович. – Я получил звонки от членов своей семьи. О том, что даже младшего внука занесли в список людей, которых нужно люстрировать.
– Так как вы добрались до России? На подводной лодке, самолёте, кораблём? – не унимался украинский корреспондент.
– В Россию я попал благодаря патриотично настроенным офицерам, – президент был уклончив.
– Почему пресс-конференция проходит именно здесь?
– Недалеко от Ростова проживает мой старый друг. И я приехал к нему, чтобы найти у него хотя бы временное убежище.
Достоверно выяснить, что это за «старый друг», так и не удалось. Но, вероятно, опальный президент говорил о бывшем донском губернаторе Владимире Чубе, с которым тесно сотрудничал ещё в бытность руководителем Донецкой области. К слову, нынешний губернатор Дона Василий Голубев, по отзывам экспертов, не участвовал в подготовке пресс-конференции и вообще в это время находился в Крыму. Люди из администрации президента курировали все вопросы, рассказал один из организаторов мероприятия.
Виктор Янукович пообещал вернуться на Украину, как только «будут соблюдены условия моей безопасности». Вся беда в том, что никто не даёт ему гарантий. Сам же Янукович по-прежнему считает себя действующим президентом. Он отказывается признавать новую власть и участвовать в досрочных выборах 25 мая. Но что ещё он может сделать, кроме как предъявлять ультиматумы?
– С чем связано, на ваш взгляд, преддефолтное состояние Украины? Казна пуста. Ваши оппоненты утверждают, что денег нет, потому что вы вывели их в офшор.
– Это состояние у нас появилось после того, как в Украине началась дестабилизация ситуации, – отвечал Янукович. – Я возлагаю ответственность на тех, кто привёл нашу страну к кризису. Это они виновны. И те, кто сегодня пришёл к власти, и те, кто ими командует на Майдане. В том числе представители Запада, Соединённых Штатов.
К слову, ровно за день до пресс-конференции в Швейцарии объявили о том, что арестованы банковские счета Виктора Януковича, его сына Александра (внезапно ставшего за годы правления отца долларовым миллиардером. – Прим. ред.), а также ещё двух десятков чиновников правительства. А швейцарская прокуратура возбудила уголовное дело в отношении отца и сына Януковичей по подозрению в отмывании денег.
– Как можно с подобным шлейфом продолжать борьбу за власть? – таким был мой вопрос.
Ответ президента поразил всех:
– Я не думаю, что в этом зале найдётся человек, который бы испытывал удовольствие от того, что происходит в Киеве. Вы понимаете моё состояние, состояние людей, которые страдают из-за этого террора. Поэтому я ещё раз хочу обратиться ко всем участникам этого беспредела: пока не поздно, откажитесь от этих методов, откажитесь от этой власти! Прекратите беспредел. Вместе со своими покровителями с Запада.
Временами на Виктора Фёдоровича было то жалко, то смешно смотреть. Казалось, он заклинал и заклинал, понимая, что никаких других рычагов у него уже не осталось. Да и были ли они в последнее время?
Спустя пару дней не выдержал даже премьер Дмитрий Медведев. И признал, что «авторитет президента Януковича практически ничтожен», хотя это и не отменяет того факта, что он легитимен. Ну, уж кто-кто, а Дмитрий Анатольевич в подобных делах разбирается.
...Янукович всё же вернулся к вопросу о зарубежных счетах. Когда рассказывал о том, как сложно ему доставалась резиденция в Межигорье. Как он долго её ремонтировал, а потом и вовсе продал всё, что имел. И купил её за 3,2 млн долларов.
– У меня никогда собственности и счетов за рубежом не было, – заявил президент. – Я публичный человек. Всё, что было – задекларировано.
Но, по-моему, в этот момент было смешно даже ему самому.
– Ощущение, будто Янукович ненадолго вышел к нам пообщаться, а там, «у друга», продолжается веселье, – поделился впечатлениями от происходящего один из коллег. – Шашлык жарится, коньячок на столе. Он мучается, а тут мы с вопросами.
Помочь в разрешении проблем, конечно, мог бы Владимир Путин. И Янукович всё удивлялся:
– Россия обязана действовать! И зная характер Владимира Владимировича Путина, я удивляюсь, почему он так до сих пор сдержанно молчит?
Но Путин не нашёл времени, чтобы встретиться с опальным чиновником. Возможно, потому, что их мнения о путях выхода из украинского кризиса разнятся. К примеру, Янукович хоть и называл волнения в Крыму «естественной реакцией на бандитский переворот в Киеве», но не раз повторил:
– Россия должна использовать все возможности для того, чтобы предотвратить хаос и террор. Но я категорически против вторжения.
Ровно на следующий день Путин официально внёс в СовФед обращение об использовании войск на территории Украины. И, конечно, так и не встретился с Януковичем.
* * *
Пресс-конференция закончилась патетично. Президент вновь и вновь призывал оппозицию опомниться. А после попросил прощения у жителей Украины. У всех, «кто страдает». От волнения он даже сломал ручку.
...Несмотря на обилие вопросов и пространные ответы, после встречи так и осталось неясно: что же конкретно Виктор Янукович будет делать в ближайшее время.
Но, похоже, сейчас это уже мало кого интересует.
Виктор Фёдорович, шашлык стынет. Идите с богом.
P.S. Как стало известно позже, по итогам пресс-конференции прокуратура Украины возбудила против Януковича ещё одно уголовное дело – за «призывы к свержению конституционного строя».