«Быть инвалидом никто не учил...»

В 19 лет после тяжёлого ранения жизнь воина-"афганца" Сергея Мартынова кардинально изменилась.

– Так, ну что, ребята, взяли? - командует Мартынов, сидя в инвалидной коляске. Трое взрослых парней, учеников Сергея Петровича по рукопашному бою, подхватывают его и переносят через досадное препятствие – три ступеньки перед входом в спортзал.

– «Доступная среда» шагает по стране, только следов не видно, – смеясь, обращается Сергей Петрович уже ко мне. – В одном из спортзалов родители сами сварили пандус, чтобы мне легче было заезжать. Но ведь не везде такое отношение.

Сергей Петрович – человек удивительный. Мы слышали это от разных людей: работников сельской администрации, жителей Тацинского района, благодарных мам и бабушек, чьих детей Мартынов учит армейскому рукопашному бою. Воин-«афганец», кавалер ордена Красной Звезды, председатель Российского союза ветеранов Афганистана в Тацинском районе и, несмотря на свои ограниченные возможности, отличный тренер – четверо учеников продолжили путь в училище Олимпийского резерва. Сергей Петрович работает в восьми районных спортивных школах, тренирует мальчиков и девочек в секциях кикбоксинга, борьбы, рукопашного боя, лёгкой атлетики. Вот и сегодня мы встретились на турнире по боксу, посвященном памяти тацинского героя-«афганца» Геннадия Ульянова.

На новом ринге, удивительно ярком на фоне обшарпанного здания спортивного комплекса «Гвардейский», двое мальчишек отчаянно лупят друг друга. Их болельщики со всех сторон наперебой кричат, как нужно бить. В запале борьбы один из ребят расслабляется и отхватывает сильный удар. «Время!» – кричит рефери, и противники расходятся по углам. Поверженный краснеет и сжимает губы. Судья Мартынов останавливает бой: никто не должен видеть, что мужчина плачет.

– Ты же понимаешь, что бокс – это не только нападение, надо ещё уметь защищаться, не получить удар, – объясняет Сергей Петрович после боя. – Как и в жизни: хорошо подумать, прежде чем куда-то лезть. Если ты спортсмен, значит, думай, не поддавайся противнику!

Турнир окончен, ребята – от малышей-первоклашек до вполне зрелых юношей – расходятся по домам, звеня медалями. Девочки помогают Сергею Петровичу упаковать спортивный инвентарь – не- сколько пар боксёрских перчаток и форму, купленные на родительские пожертвования.

– Вот такую пропаганду мы ведём. И состязаемся, и рассказываем, – задумчиво говорит Сергей Петрович, пока его помощницы разливают нам чай. – Да, Кирилл? 15 февраля что было?

– Годовщина, – немного смущаясь, отвечает парнишка.

– Годовщина чего?

– 24-я годовщина вывода советских войск из Афганистана.

– Ну вот, ещё не все мозги тебе отбили, – одобрительно шутит Мартынов. – Единицы об этом помнят. Что там в учебнике? Пятнадцать строчек. История повторяется, но ничему не учит. Тот же Афганистан. Не зря Чеченскую войну называли Афганской, только на российской территории. Почему бы об этом не рассказывать?

По словам Сергея Петровича, беда молодёжи в том, что ею некому заниматься.

– В нашем детстве не было столько соблазнов. Мы были сначала октябрятами, потом пионерами и комсомольцами. Без дела не шатались. В туристические походы отправлялись, по горам лазали вместе с нашим тренером Александром Петровичем Семиглазовым. Александр Петрович раньше в спецназе служил, потом в милиции, тренером по боксу был. Помню, на озере Байкал всесоюзные соревнования по туризму проходили: мы с ним седьмое место заняли из 30 команд, Москву опередили!

Вдохновлённый наставником, Сергей грезил Рязанским военным училищем, но поступить не смог – в те времена конкурс был 20 человек на место. Год проработал тренером в начальных классах, в августе сдал экзамены на отделение физической культуры пединститута. Но стать студентом так и не успел. Осенью 1984-го Сергея забрали в армию. О своей военной жизни Сергей Петрович много не говорит. Их перебросили в Афганистан, потом был приказ идти в разведку, засада душманов, взрыв, ранение, полгода в госпитале, орден за выполнение боевого задания. И новый путь – путь человека с ограниченными возможностями.

Для своих ребят Мартынов вместе с Союзом ветеранов устраивает летом развед-выход «Афганский варяг». Это некий аналог советских «Орлёнка» и «Зарницы». Каждый год Сергей Петрович выезжает с подростками в аэроклуб в ст. Романовской, где они получают парашютную подготовку и делают свои первые прыжки.

– Парень у меня был, сейчас в роте почётного караула в Ростове-на- Дону служит. Сто раз за минуту отжимался, с шестью прыжками в армию пошёл. Не многие офицеры таким багажом похвастаться могут. Я потому и призываю своих ребят усердно тренироваться, чтобы попасть в элитные войска – туда, где все свои способности они смогут применить. Другая проблема – что они сейчас не готовы к службе. Сын присылает маме письмо, жалуется на чудовищные условия. Стали разбираться. Оказалось, его командир заставил на кулаках от пола отжиматься. А это нормальный тренировочный процесс.

Подобных примеров у Сергея Петровича много. Однажды привели мальчика – 180 сантиметров, 48 килограммов. Зато компьютерный гений. Челночный бег паренёк не осилил: упал на колени посреди зала и едва поднялся.

– Больше ко мне на занятие он не приходил. И вот такая она, наша будущая армия. Какой из него защитник, муж, отец? А я пропагандирую, чтобы ребята шли служить. Потому что если, не дай бог, в нашей стране что-нибудь случится, человек, который не служил, не сможет ни себя защитить, ни отпора врагам дать.

Больше всего негодования у Сергея Мартынова вызывают те, кто под разными предлога- ми пытается избежать призыва. Иначе как дезертирами бывший воин их не называет.

– В стране 200 тысяч парней, которые уклоняются от службы. 200 тысяч! Это две армии в Афганистане, а у нас столько по стране бегает. Я не знаю, в каком ещё государстве столько людей от призыва прячется. В Ростовской области четыре тысячи уклоняются, а в нашем районе – сорок человек. Я бы хотел посмотреть в глаза каждому.

Сейчас помимо тренерской работы Сергей Петрович помогает родителям погибших в Афганистане и Чечне парней получить от государства положенную пенсию, собирает деньги на строительство часовни в Тацинке, борется за права таких же, как и он, инвалидов.

– Своим ребятам я всегда говорю: спорт – закалка вашего тела, характера, духа. Нужно иметь стержень, чтобы сопротивляться любому давлению. Даже на своём примере учу иногда. Мне полгода в госпитале пришлось прожить на животе, на левом боку. Сначала тебе 19 лет, ты можешь всё, потом – бах! – и не можешь ничего. И надо в себе всю систему перевернуть, чтобы просто хотелось жить. Потому что нас учили погибать ради страны, отдавать жизнь за народ. Быть инвалидом никто не учил... К 25 годам у меня накопилась такая злоба, что я чувствовал: могу что-то нехорошее сделать. Тогда я понял: если Бог меня сохранил – значит, ради чего-то важного. Теперь эти дети стали смыслом моей жизни.

Александра КОРЕНЕВА Тацинский р-н, Ростовская обл.

Фото автора

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Общество
Газета: Газета Крестьянин