«Мы – не ряженые, мы – народ!»
С таким лозунгом вышли на митинг казаки. Их требование признать казачество репрессированной нацией поддержали братья с Кубани, Терека и Урала. Почему мало быть «просто русскими», поинтересовался корреспондент «Крестьянина».
Митинг приурочили ко Дню геноцида казачества. Репрессии против служилого сословия России начались сразу после Октябрьской революции, но официальной датой считают 24 января 1919 года, когда была принята Директива Оргбюро ЦК РКП(б), узаконившая беспощадный террор против казаков.
Сколько людей тогда было уничтожено, точно не знает, пожалуй, никто. Сами казаки говорят о миллионах убитых предков, историки называют цифру скромнее – в пределах десяти тысяч. По одной из версий, белый террор принёс казачьему народу больше ущерба, чем репрессии советского правительства, и вину за истребление самобытного этноса неправильно перекладывать только на плечи большевиков.
Как бы то ни было, власти РСФСР в перестроечные годы попытались «из- виниться за всех», взяв курс на возрождение казачества. Борис Ельцин в 1991 году подписал закон о реабилитации репрессированных народов, среди которых были названы и казаки.
После распада Союза этот документ несколько раз переписывался, принимались другие законодательные акты. В конечном счёте из «репрессированного народа» казачество превратилось в какую-то странную, безобразно расплывшуюся структуру. Стёрся смысл и самого понятия «казак». Что это сегодня? Если «этническая принадлежность», то нельзя «принимать в казаки» всех подряд, даже господина Путина. Если «войсковое подразделение», то не должно существовать нереестровых казаков. Если просто сословие, то по закону 1991 года с тем же успехом «народом» могут называться, например, служители церкви.
Так жить «не любо»
На митинге в Ростове-на-Дону собралось около 700 казаков. По словам организатора, атамана Зимовниковского юрта Павла Серикова, участников могло быть и больше, но из-за непогоды и проблем с транспортом многие делегации не успели к началу мероприятия.
– Испокон веков казаки были четвёртым по численности народом России, служили Отечеству и православной вере. По совести служили. У казаков нет проблем с государством, зато у государства есть проблемы с казаками: оно не знает, куда бы их засунуть, – с горечью признался другой атаман, руководитель казачьей общины ст. Кутейниковской Зимовниковского района Валерий Нестеренко.
Казачество сейчас странным образом разделено на три группы: реестровое, то есть состоящее на службе, нереестровое, состоящее в казачьих обществах, и просто потомственное казачество, сознательно не вошедшее ни в одно объединение. Чем занимаются эти организации, для многих «простых русских людей» остаётся загадкой. Если на Кубани войско в лампасах хотя бы патрулирует в составе дружин, то на Дону его видно только на праздниках-фестивалях да торжественных парадах во главе с атаманом Водолацким. Отсюда и прозвище – «ряженые».
Краснодарские братья, кстати, своим положением тоже не довольны. Сету- ют, что казачество стало всего лишь политическим брендом. Настоящей демократии, по их словам, нет, поскольку выборные атаманы неформально согласовываются с правительством края. Не нравится и то, что возрождением казачьей культуры занимаются работники сельских ДК, причём некоторые из них представление о казачестве имеют весьма слабое. Рассказывают, например, что на одном из фестивалей казачества работники Дворца культуры поставили народный казачий танец на мотив «Семь сорок».
В поисках лучшей доли
На вопрос: «Зачем казаку отделяться от русских?» – митингующие отвечают по-разному. Одни не приемлют нынешнюю вседозволенность и безнравственность, надеясь своим народом сохранить духовность и традиционное для казаков воспитание. Другие неодобрительно отзываются о деятельности вышестоящих атаманов, считая систему казачьего управления чересчур политизированной. Третьи говорят о том, что статус репрессированного народа – единственная возможность получить компенсацию из бюджета и земли, которые принадлежали предкам.
Вероятно, земля и есть та причина, по которой «мало быть просто русским». Дело в том, что «репрессированный народ» при большом желании может создать чуть ли не автономию в составе РФ. Согласно самому первому «Закону о реабилитации», казаки имели право на восстановление территориальной целостности и национально- государственных образований. Позже, в поправках 1992 года, такое право у них отняли, оставив лишь возможность создать свои общества и бесплатно получить надел для коллективного землепользования.
Теперь же, в «Проекте закона о реабилитации казачества» (его сочинили сами казаки, юридической силы он не имеет), требования гораздо серьёзнее. Помимо денежных компенсаций казаки хотят восстановить самоуправление и вернуть себе все территории – даже те, что уже вышли из состава Российской Федерации. Это уже, как говорится, пахнет сепаратизмом.
Впрочем, нет оснований сомневаться в искренности казаков. Хотя сами они не очень внятно представляют, чем отличается «этнос» от «нации», как будет строиться жизнь, если их восстановят в правах, и кого считать настоящим казаком.
– «Нация», «национальность» – это очень научные понятия, – пояснил после мероприятия Павел Сериков. – Мы ориентируемся на закон: ЮНЕСКО давно признала казаков народом.
Обращение с требованием признать казаков репрессированным народом будет отправлено президенту России, председателю правительства, председателю Госдумы и другим высокопоставленным чиновникам, хотя шансы на самоопределение казачества не очень велики. В прошлом году, например, с такими же заявлениями выступали балкарцы и калмыки. Но их правительство «не услышало».
На фоне всеобщей тяги к самоопределению остаётся посочувствовать только самому русскому народу. Уж против него репрессий было не меньше, сейчас он страдает от подобных проблем и так же стыдится глупых решений правительства. Но, в отличие от казаков, русским отделяться, увы, уже не от кого…
Мнение эксперта
Александр ДЖАДОВ, политолог, эксперт Центра региональных социально-экономических исследований:
– Выступления казаков, на мой взгляд, связаны с предстоящими выборами нового атамана Всевеликого войска Донского. Это не является частью агитации за конкретную кандидатуру, просто побочное явление временного без- властия. Виктор Водолацкий сдерживал этнические на- строения казаков, поскольку они были не выгодны федеральному центру, а сейчас в связи с ослаблением власти атамана ВВД и его заявлением об уходе вновь начались брожения. На мой взгляд, считать казаков народом антиисторично. В коллизии виноваты 90-е годы, когда был принят Закон о репрессированных народах. На самом деле казачество всегда было сословием.
Фото автора