Летающий трактор? Легко!
Крупнейшая на юге России компания «Бизон», торгующая сельскохозяйственной техникой и комплектующими, провела очередное «Бизон-трек-шоу».
«Чёрный бумер», «Бесёнок», «Шанс», «Споёмся!» - это имена. Оскаленные морды тигров, волков, человеческие руки, разрывающие металл, - это боевая раскраска. Есть и девизы. Поэтический: «Бизон, победа цветы, мы с трактором на «ты». Практический: «Проверь нейтраль». И самый актуальный: «Не обгоняй – обидно!»
Дышать нечем, несмотря на синий простор: 34 трактора «Беларус» разных модификаций вовсю коптят небо, подвывая двигателями группе «Назарет», которая надрывается из огромных колонок. Над трассой висит вертолёт с флагом устроителя мероприятия. Машины техпомощи, «скорая», пожарная, поливалка, куча милицейских «бобиков», много, в общем техники. Даже для чистого поля.
Механизаторы хозяйств, раз в году превращающиеся в пилотов-гонщиков, нервно курят, не снимая шлемов. «Бизон» проводит очередные, шестые по счёту трек-шоу - единственные в России гонки на тракторах.
Зрителей – тысячи. Кто стоит на трибунах (эти болеют), кто возлежит на покрывалах или просто на траве (эти приехали на пикник семьёй), кто сидит в шашлычно-пивных шатрах – зачем им трек-шоу, непонятно.
«Пилоты, к машинам!»
Они съехались со всей области, да четыре кубанских хозяйства, да одно со Ставрополья. Вовсе не на элитных машинах, ещё вчера на них сеяли яровые. Ну, не вчера, понятно. Нужно было довести двигатель до ума, усилить систему охлаждения, нарисовать, наконец, на примятом капоте какую-нибудь злую рожу. Секреты подготовки к гонкам пилоты не выдают.
«Моё дело педали нажимать. Не знаю, что там моторист делал, с неделю е…ся.», - объясняет Иван Шишкин, самый пожилой участник гонок под номером 21. – «У движка обороты сделал три с половиной тыщи, вместо трёх! 150 лошадиных сил! Ужас! Я боюсь, он взорвётся».
Я сразу понял, что за Шишкина, номера 21, болеть и буду. Сейчас объясню: мужику 59 лет, с 1966 года работает механизатором в СПК «Миусский», что в Неклиновском районе Ростовской области. И вот ещё что:
-Как морально к гонкам готовился, Анатолий Иваныч? – спрашиваю.
-Мне всегда нужно быть готовым! – Шишкин аж припрыгивает и хохочет. – У меня жена моложе на 16 лет. И уже внуки! Вот я и готов!
-А тебе зачем эти гонки вообще? Трактор чтобы выиграть новый?
-Это мой последний шаг! – кричит 21 номер, возможно, имея в виду шанс. - Мне на следующий год на пенсию, уже сюда не пошлют. Понял?! – и энергично тычет в меня кулаком. Ну, и за кого мне было ещё болеть?
«Пилоты, к машинам»! – раздаётся из динамиков.
На трассе и вокруг
Первые заезды приносят и первые перевороты. Опрокидывается №9 (хозяйство «Садки», Неклиновский район). Падает на бок №18 (СПК «Победа», Азовский район), следом глохнет №19 (СПК «50 лет Октября», Неклиновский район). Остальных пилотов эти падения несколько отрезвляют. Всех кроме Шишкина, трактор которого прямо-таки взлетает на небольших трамплинах – чистый Голливуд, честное слово.
Внутри трассы, на некошеном островке внезапно выходит из себя корова. Её и бычка привязали у стога сена – видимо, для пущего сельского колорита. «Служба безопасности, уберите корову с трассы!» - надрывается комментатор с судейской вышки.
Гонки остановлены. Под дикий гогот тысяч болельщиков четыре парня в униформе пытаются загнать корову обратно за плетень. Ей туда не хочется, ей хочется на трассу. Вскоре животному «заламывают руки» пять человек, потом шесть, семь. «Колхозники! Помогите кто-нибудь», - взывает судья к зрителям. Зрители падают от смеха. «Служба безопасности, уберите журналистов с трассы!» - приходит в отчаяние ведущий, видя, что операторы в красных майках коршунами ринулись печатлеть для потомства борьбу разума и животных инстинктов. «Пока происходит полив трассы, у нас потерялся очередной ребёнок, - кричит комментатор. – Друзья, посмотрите, нет поблизости от вас бесхозного ребёнка, и не зовут ли его случайно Коля!» Под конец гонок ведущий заметно хрипит.
В перерывах между этапами гонок на трассе танцуют девчонки в лифчиках, как без этого. Детвора возится в надувных аттракционах, молодежь поднимаются в воздух на воздушном шаре, а наиболее азартные карабкаются по гладкому столбу на высоту метров 10-12 за призами. Почему-то на это отваживаются наиболее пузатые граждане.
«Он лучший»
Очередной этап соревнований – «Силосная яма». Два трактора одновременно должны трижды проехать взад-вперёд 30 метров, аккуратно сбив со стоек носом и кормой поперечные брусья.
Участников остаётся только восемь. Шишкин среди них.
Следующий этап – парные заезды с грузом тонна двести в виде бетонного блока. Его надо проволочить 100 метров, обогнав соперника. Участников остаётся четверо, Шишкин впереди. Про блокнот и ручку я уже забыл. Понятно, болею.
Геннадий Сергеевич Кущёв, бригадир Шишкина, втолковывает мне, словно я тупой:
- Он самый лучший механизатор у нас.
-Я понял, - говорю.
-А кто ж еще? – Кущёв подозрительно на меня смотрит, вдруг я кого-то другого считаю лучшим в его бригаде. И поясняет: - вот у нас «Фендт» - за световой день обрабатывает 60 гектаров. А выходит на поле Шишкин на своём МТЗ – 70 обрабатывает. О!
Остановите «Запорожцы»!
Перед малым финалом – показательные выступления ретро- (уже ретро-) автомобилей. Четыре иномарки «Запорожец» влетают на трассу и начинают гоняться друг за другом, как полоумные. Комментатор вещает с вышки что-то необязательное, как вдруг замечает непорядок. «У нас, кажется, нарушается регламент», - говорит он. И более тревожно: «Что-то они увлеклись». И уже с надрывом: «Уберите «Запорожцы с трассы!» Парни в униформе выскакивают перед бешено мчащейся зверь-машиной, машут флажками, указывают в строну выезда с трека. И едва успевают отскочить за ограждение. Взметая тучи пыли, иномарка совершает лихой разворот и уходит на новый круг. Вслед за ней – остальные. «Да что ж это такое! Остановите «Запорожцы!» - ведущий в отчаянии. Остановить их удаётся только с риском для жизни.
Начинается предпоследний этап – малый финал. Борьба за третье и четвёртое места. Это заезд на скорость со сменой дорожек, как в конькобежном спорте. Четвёртому достанется кондиционер, который «Бизон» бесплатно установит в кабину его трактора. Третьему – зернопогрузчик ЗС 3,5. Разница! На эту битву мой Шишкин взирает наполеоном – взобравшись на пригорок и задумчиво ковыряя в ухе.
Не первый, но счастливый
Кульминация гонок – борьба за первое и второе места. Награда – два трактора МТЗ-1221. Новенькие, блестящие, муха не сидела. Нюанс: «золотому» победителю достанется трактор тюнинговый. Ярко-красного цвета, с тонированными стеклами, музыкой, сигнализацией, «крутыми» фарами, расписанный символикой «Бизона». «Серебряный» призёр получит такой же трактор, он просто новый. Традиционно синего цвета. Трактора достанутся хозяйствам. А лично пилотам – мотороллеры, которые сейчас модно называть скутерами.
Финал – это два парных заезда на 800 метров с несколькими поворотами, спусками и подъёмами.
Они начинают: №21, Анатолий Иванович Шишкин, и №25, Иван Александрович Забродин (СПК Дружба», Тацинский район). 26-летний Иван приходит первым. Второй заезд. Пилоты меняются дорожками. Теперь, вроде, у Шишкина трасса получше. Внутренняя дорожка, она короче. Хотя и поворот круче. Беда, беда. Забродин опять приходит первым, яростно сшибая разделяющие дорожки фишки. «В связи с тем, что №25 пересек чужую трассу, - говорит судья, - объявляется третий заезд: стартуют по одному, на время». На какие-то десятые доли секунды Забродин обходит Шишкина. Эх, Анатолий Иваныч, что ж ты…
Но на награждении он выглядит вполне счастливым. Хитро щурится, вертит по сторонам головой, не давая фотокоррам поймать себя в объектив, потом снимает с шеи «лавровый венок». Как выясняется, венок Шишкина посыпан алюминиевой пудрой. Венок Забродина, соответственно, - бронзовой. Посыпали их густо. Слишком густо. Оба чемпиона теперь держат венки в руках перед собой, позируя прессе, и гордо сияют на солнце разноцветными шеями: «золотом» и «серебром». Их группы поддержки, непонятно когда успевшие отметить победу (и довольно прилично отметить), тщетно пытаются снять призовые трактора с сигнализации.
P.S. На седьмом трек-шоу участников наверняка будет ещё больше. Во-первых, потому что призы всё-таки нешуточные. Новый «Белорус» стоит, по словам механизаторов, «лимон двести», а тюнинговый - миллион триста, а то и все полтора. Во-вторых, потому что на этих гонках была просто-таки орава журналистов со всей России, а кроме того, из Белоруссии и с Украины. Уж они-то распиарят гонки, впрочем, вполне заслуженно. В-третьих, единственные в России, оно и означает единственные в России. Я бы на месте калмыков, воронежцев, волгоградцев и прочих соседей так долго – шесть лет - не раздумывал. «Формула-1» тут рядом не стояла.