Обедают клубникой, ужинают корой

Сто лет спустя бобры вернулись в Ростовскую область.

Непрошеные гости

Весной этого года дачники садово-огородного общества «Восход» (северная окраина г. Морозовска, район улицы Руднева) пришли в полное недоумение от следов вредительства, которые они обнаружили на своих участках вблизи реки Быстрой. В большом количестве были повреждены фруктовые деревья, в нескольких местах – клубника. 

Возмущённые владельцы дач грешили на непрошеных гостей, якобы появляющихся здесь в поисках лёгкой добычи. В сердцах хозяева одного из участков, где одновременно были будто спилены две вишни, яблонька и молодая айва, чтобы как-то отпугнуть воров, на окнах домика начертали мелом угрожающую надпись: «Да отсохнут руки пришедшего украсть. Дача не брошена». 

Острый вопрос: «Кто повадился на грядки?» – бурно обсуждался дачниками и на собрании, состоявшемся в конце апреля этого года. Пошумели, обменялись мнениями да и разошлись по домам. Каждый решил оберегать выращенное самостоятельно с помощью подручных средств, в силу своей смекалки и возможностей. 

Грабёж средь бела дня

Через несколько дней после соб­рания, в период посадки картофеля, опытный садовод-любитель Владимир Харитонов показал на своём участке дачнице с 30-летним стажем Валентине Мухортовой, огород которой находится неподалёку, обломанные и подгрызенные в виде конуса стволы фруктовых деревьев с обглоданной корой, уверяя, что без бобров здесь не обошлось. Удивлению Валентины Васильевны, раньше ничего подобного не наблюдавшей, не было предела.

Люди забили тревогу, всерьёз опасаясь соседства с речными плотниками. По мнению Харитонова, грызуны поселились в этих тихих тенистых местах на так называемом полуострове год назад. Не раз издалека Владимир Александрович видел, как они кучно сооружают плотины и запруды. Вскоре растительноядные животные стали энергично проявлять активность, бойко выкосив за ночь пол-огорода (клубнику и в общей сложности около десятка вишен, слив и яблонь). Владимир Александрович решил принять кардинальные меры по недопущению диких обитателей природы в свой сад. Пришлось проявить изобретательность и построить защитные сооружения из веток по периметру огорода, граничащего с берегом реки. Кору деревьев, которой питаются бобры, хозяин бережно укрыл разрезанными старыми пластиковыми бутылками, снизу доверху обмотав стволы проволокой. 

Во дворе дачника Анатолия Беляева зубастый зверёк осмелился полакомиться клубникой днём! Причём он не испугался ни домашнего сторожа – таксу, ни соседских мальчишек Дмитрия Тениряднова и Олега Черноиванова, с интересом наблюдавших за поведением молодого бобрёнка. По словам ребят, насытившись, абсолютно не обращая внимания на людей, воришка поспешил той же проторенной тропой к воде, волоча по земле лопатообразный хвост. Без труда, так же легко, как и забирался, спустился он с низкого берега к своему жилищу. 

Эти тропы особенно хорошо просматриваются у дополнительных к основным дачных участков Беляева и его соседа, где на краю, около берега реки, раскинулся вишнёвый сад в миниатюре. Молодые деревца с зелёными листочками и тонкой корой, видимо, давненько приглянулись бобрам. Для удобства профессионалы-строители из ветвей и сучьев выложили целые ходы, по которым им легче сновать за кормом и обратно. Анатолий Фёдорович рассказал, что за сутки эти неутомимые грызуны перекусили практически у оснований 14-ти плодоносящих вишен часть гибких ветвей, утащив их к себе в убежища, вероятно, для строительства новых хаток или в качестве запасов на зиму. С оставшимися загуб­ленными деревцами дачнику ничего не оставалось делать, как распорядиться ими в хозяйственных целях – применить в качестве дров. На вопрос, как обезопасить растения от подобных посягательств зверя, ведущего, как правило, ночной образ жизни, Беляев ответил, что хорошо бы взять пример с жителей других регионов, например Владимирской области, где обитает значительно большее число бобров, чем в Ростовской области. На одном из интернет-сайтов он узнал о таком действенном способе обороны, как защита растений с помощью металлической сетки, которую располагают вокруг садового дерева. Но пока ещё садовод-любитель не успел опробовать этот метод на практике. 

Чувствуют себя вольготно

Откуда же бобры появились в Морозовском районе? Три года назад газета «Комсомольская правда-на-Дону» писала: «В Ростовскую область вернулись бобры, которых в регионе не было около ста лет. Следы их жизнедеятельности замечены на заповедной территории природного парка «Донской», расположенного в Иловлинском районе Волгоградской области. Начальник экспедиции Южного научного центра РАН, кандидат биологических наук В. Стахеев высказал предположение о том, что бобры могли прийти в дельту Дона и район Цимлянского водохранилища из Украины». А вот что говорит опытный егерь Вознесенского охотхозяйства Н.Г. Щербашин:

– Впервые очаговые поселения бобров я заметил весной 2010 года на окраине х. Маркина Грузиновского сельского поселения, в балке Нагорной. Неоднократно приходилось здесь видеть взрослых бобров до 20 кг. По моим предположениям, это труднодоступное место с невысокими берегами, заросшими камышом, ивняком и вербами, покрытыми всевозможными наземными и водными травами, становится излюбленным для грызунов с наступлением весеннего паводка. В это время балка наполняется водой и образовавшийся водоём впадает в реку Быструю, соединяющую Морозовский и Тацинский районы. Устроив здесь запруду, обитатели дикой природы чувствуют себя вольготно, в безопасности, ничто не мешает им производить на свет потомство. Однако по окончании летнего периода по мере высыхания балки животные вместе с детёнышами снова эмигрируют к соседям, откуда и прибыли. Подобное происходит в это же время года не только в Вознесенском охотхозяйстве, но и на окраине Вишнёвского охотхозяйства. Слышал, что семейства бобровых пару лет назад были замечены и в Милютинском районе, на реке Берёзовой. 

Особое впечатление на меня произвели следы обитания особей разного возраста в границах х. Грузинова, на берегах речушки Нагорной, поросших вербами. Это место можно без преувеличения назвать настоящей бобровой «столовой». Работая челюстями, как пилой, бобры умудрились свалить и раскроить на куски около десяти верб с диаметром стволов 60-70 см, не говоря о других близлежащих растениях. Неопробковевшую кору они обгрызли и съели, о чём говорят ошкуренные пеньки и многочисленные стружки повсюду. Стволы недоеденных бобром деревьев приняли характерную форму песочных часов. Остальное «плотники» использовали в строительстве конусовидных куч (хаток) и запруд. Наблюдать за самим процессом работы трудоголиков, к сожалению, пока не приходилось. Дело это не из лёгких. Ведь трудиться «строители» начинают с наступлением сумерек, а заканчивают задолго до рассвета. 

Охота ударит по карману

Слух о появлении редких зверей, охота на которых запрещена, быстро разнёсся по округе. Иначе как объяснить, откуда взялись весной прошлого года шесть капканов у бобровых домиков, находящихся неподалёку от приусадебных участков местных жителей с выходом к берегу? Естественно, орудия браконьерской охоты были изъяты и уничтожены. Человек – существо более разумное, в отличие от животного, поэтому мы должны быть умнее и настроены миролюбиво по отношению к обитателям дикой природы. Конечно, нужно оберегать своё имущество от зверей, способных «нашкодить», но не таким же способом. 

Не менее интересными фактами и познавательной информацией об этих животных, пока ещё малоизученных в Ростовской области, поделился председатель Морозовского общества охотников и рыболовов Э.Н. Муровцев:

– С одной стороны, бобры приносят пользу: в запрудах поселяются птицы и рыбы, плотины предотвращают бурные паводки, уменьшают эрозию берегов, способствуют образованию плодородных почв вследствие осаждения ила. Пруды бобров служат местами водопоя для диких животных, препятствуют распространению лесных пожаров. Двигательная активность этих зверей способствует восстановлению чистоты водоёмов, страдающих от бытовых и сельхоззагрязнений, обогащают их кислородом. Кору поваленных деревьев зимой поедают лоси, косули, зайцы. С другой стороны, бобры способны серьёзно огорчить человека. В частнос­ти, погубить плодоносящие фруктовые деревья и другие растения. Однако даже с учётом этих факторов ни в коем случае нельзя истреблять этих животных. В настоящее время в Ростовской области методика учёта особей бобра, а также программа расселения бобровых семейств, допускаемая законодательством, остаются малоизученными и требуют затрат. Поэтому люди должны самостоятельно выбирать допустимые методы защиты приусадебных участков от грызунов. 

К началу XX века в бассейнах Роны, Эльбы, Дона, Днепра, в Северном Зауралье, верховьях Енисея осталось всего шесть-восемь изолированных популяций, в общей сложности насчитывавших 1 200 голов. Другими словами, бобр обыкновенный оказался на грани вымирания. Западносибирский и тувинский подвиды бобра находятся в Красной книге РФ. Не случайно в перечень основных дат экологического календаря члены образовательного центра ОАО «Газпром» включили и День защиты бобров – 14 марта. В этот же день по инициативе общественной организации «Международная сеть рек» (США) отмечается Международный день действий против плотин под девизом «За реки, воду и жизнь!». 

На территории Ростовской области, и в частности Морозовского района (очаговые поселения бобров обнаружены по берегам реки Быстрой, у хуторов Грузинова, Плодового, Костино-Быстрянского, Русско-Власовского, п. Озёрного), обитает бобр обыкновенный, занесённый в Красный список угрожаемых видов Международного союза охраны природы (МСОП). Из этого списка бобр будет исключён только при условии размножения сверх допустимых пределов и если станет лицензионным видом, отстреливаемым по разовому разрешению. На сегодня плотность бобра в Морозовском районе не превышает оптимальный уровень, поэтому охота на него запрещена! Незаконная добыча бобра ударит по карману. За умышленное уничтожение одной особи этого животного нарушитель наказывается немалым штрафом. Ответственность предусмотрена и за нарушение, уничтожение среды обитания таких животных (запруд, плотин).

Елена ЧУЛКОВА
Морозовский р-н, Ростовская обл.

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Общество
Газета: Газета Крестьянин