Город воды. Крымск [Фото + ВИДЕО]

Крымск понемногу приходит в себя. Но страх и недоверие никуда не ушли

- И ты будешь говорить, что это совпадение? Как только в Крымске всё это случилось, тут же приняли закон о сплетнях! Ну, или о клевете, как его там. Затыкают рот. А ведь полгорода погибло, десятки тысяч людей! – женщина в маршрутке Славянск-на-Кубани – Троицкая всё никак не успокоится.

– Нет, ну про десятки ты уже загнула, – недоверчиво крутит головой мужчина на соседнем сиденье. – В пять-шесть тысяч я ещё поверю. Но полгорода – слишком много.

О меньших цифрах, а также каких-то иных версиях потопа, кроме намеренного спуска водохранилища, чтобы «убить всех, кого надо», народ и слышать не хочет. В районе трагедии до сих пор все на нервах. Паника вспыхивает мгновенно, доверие к власти стремится к нулю.

В общем, в затопленный Крымск стоило съездить не только для того, чтобы лично помочь людям в их беде, но и чтобы лишний раз убедиться: в оценке подобных ситуаций стоит быть предельно сдержанным и объективным. Ну и в итоге – разобраться всё-таки, как оно обстоит на самом деле.

* * *
Большая вода ушла из Крымска наутро после потопа. А потому на четвёртый день въезжающих встречают только грязь и мусор. Огромные кучи почти у каждого дома. В мешанине с трудом угадываются компьютеры, ортопедические матрасы, лампы... Смятые машины также забиты грязью, многие из них – перевёрнуты, лежат без дверей. Кстати, местный народ быстро подсуетился — за считанные сутки город заклеили объявлениями: “Выкупаем поврежденные и утонувшие автомобили”. Глядя на дома, разделённые надвое следом воды, трудно представить себе, что речной поток поднимался здесь выше человеческого роста. На воротах одного из домов надпись - “МЫ СПАСЕНЫ!”.

А вот и почти мирная картина – около школы искусств сохнут на солнце несколько аккордеонов и пианино. Кажется, будто они дружно вышли посидеть на крылечке.

Вовсю гудят грузовые машины и экскаваторы. На улицах — десятки людей. Волонтёров от местных жителей отличить легко: первые ходят в сапогах и респираторах, вторые — почти без одежды. Запах гниения, который носится вокруг, кажется, переворачивает нутро.

– Тут ещё работы на несколько недель, – говорит седой работник МЧС по имени Игорь. – Мы ещё не везде воду откачали, периодически находим тела погибших. Не хватает рабочих рук, техники. Мусор вывозим тысячами тонн.

krimsk-5.jpg
Лагерь

...Я в волонтёрском лагере Экологической вахты по Северному Кавказу. Её сотрудники стали здесь чуть ли не первыми добровольцами – уже на следующий день после наводнения они раздавали продукты прямо на улицах. Спали по три часа в сутки под открытым небом. Сейчас вот переместились в подтопленный водой детский сад. Постоянно что-то разгружаем, сортируем, раздаём...

Машины с «гуманитаркой» приходят одна за одной – легковые и грузовые, дорогие и не очень. Первый этаж забит коробками и тюками. Иногда раздаются удивлённые возгласы:

– Оленина консервированная? Персики? Оливки? Краска для волос!

Жители приходят каждые 15 минут и периодически просят дать еды побольше. Но больше нельзя – иначе продуктов не хватит на всех. Приходится бороться с собой, чтобы не положить голодным людям лишнего.

На тех, кто раздаёт еду, чуть свысока поглядывают работающие на разборе завалов мужики: «Мы тут говно разгребаем, а вы чистенькие». Но завалы простоят ещё долго, а кому кормить людей, если не работают магазины и не в чем выйти из дома? В городе действуют пункты помощи, организованные властями, но в дальние районы отправляются, как правило, лишь волонтёры.

Многие приезжают из соседнего Краснодара всего на день – помочь развезти еду. С учётом пробок возвращаются домой заполночь, в шесть подъём – и снова в дорогу.

– В первые дни жители были как-будто застывшие, подавленные, – вспоминает волонтёр Татьяна Феденцова. – Они видели, что потеряли всё, но как бы не осознавали это. Истерики начались потом.

Голос Тани слегка сбивается.

– Представь – люди не ели больше суток, но поначалу брали у нас только самое необходимое, – одну бутылку воды, банку консервов. Говорили: тебе ещё в другие места ехать, нам хватит. Мы привезли игрушки – и девушка, у которой трое детей, долго не решалась к нам подойти. А потом взяла всего одну игрушку! А эти мужчины... Подумай, какое это унижение – остаться без всего, даже без одежды, и ждать, пока тебе привезут кусок хлеба... Была ещё одна бабушка – она простояла почти весь день в холодной воде — дома было некому прибраться, пока мы не приехали. А когда мы спросили, неужели некому помочь, ответила – не хочу беспокоить сына, он в другом городе живёт. Как такое забыть?

- Я страшно устала за эту неделю, - признается другой волонтёр, жительница Крымска Елена. - Но не от работы, а от мародерства, от людской жадности, когда приходят за едой те, кто даже не пострадал. А в это время многие старики сидят дома без еды...

Тёмная ночь

Уже можно сказать точно: о надвигающейся беде власти знали как минимум за несколько часов. Как рассказал нам знакомый крымский лётчик, информацию о возможном подтоплении МЧС передало оперативному дежурному аэродрома в Саук-Дере (Крымский район) аж за три часа до прихода воды. Однако большинство опрошенных жителей утверждают: никаких сообщений ни по телевизору, ни по телефону они не получали.

– У нас несколько часов шёл сильный дождь, – говорит крымчанка Анжела Титаренко. – Я вышла к реке Адагум проверить уровень воды – около десяти вечера всё было в порядке. В полночь дочка прислала сообщение, что идет наводнение. Я начала переключать каналы – нет ли предупреждения. Не было. Где-то в два часа резко пошла вода, свет уже отключился. Начало топить. Если бы не наш участковый, мы бы не выбрались.

- Нас топит уже шестой раз, - пенсионерка на улице Адагумской загибает пальцы на руках, перечисляя. - Но раньше всегда предупреждали. А в этот раз — зловещая тишина и темнота. Маленький внук громко плакал, только поэтому не спали.

В большинстве случаев – и в Крымске, и в посёлках – сценарий повторялся: какое-то время лил дождь, затем выключался свет, через некоторое время потоком шла вода.

krimsk-6.jpg

krimsk-8.jpg
– Вообще-то зря власти считают, что не надо было никого предупреждать, – говорит Дмитрий, житель Крымска. – Народ здесь опытный, пережил не одно подтопление. Если вовремя оповестить, то все успевают подготовиться. Бывало, даже мебель умудрялись вывозить на машине. 

Кстати, примечательная деталь: все последующие дни, когда, в общем-то, это не было нужно, все краснодарские номера мобильных буквально завалило смс-уведомлениями. Об изменении погоды, пунктах приёма вещей и т. д. Ничего, кроме раздражения, это не вызывало.

Истории о чудесном спасении или, наоборот, трагической гибели переходят от дома к дому. 

О местном священнике, который спас на надувной лодке более 50 человек. О местных бизнесменах, которые бросали “Мерседесы” ценой в несколько миллионов и шли спасать людей. О полуслепых дедушке с бабушкой, которых живыми откопали из-под завалов через три дня. О несчастной девочке, которую отец несколько часов держал в руках, пока не ослаб, – и поток погубил ребёнка... О 89-летней старушке, ветеране войны, которая не смогла встать с кровати и захлебнулась прямо в доме.

– Нашу соседку волна унесла почти сразу, – говорит жительница станицы Нижнебаканская. – Муж был после аварии, едва ходил – и спасал дочь. А бедную женщину протащило водой метров пятьдесят, пока её случайно не увидел какой-то мужчина. Схватил – и спас, представляете? А другие наши соседи до сих пор живут на чердаке. Дом-то весь в муляке.

Несмотря на то что сотрудники МЧС прибыли на место разлива сразу после его начала, люди с обидой жалуются: на улицах их почти не видели. Более того – в некоторые посёлки спасатели не могли добраться и потом.
 
– В Нижнебаканскую эмчеэсники не приезжали три дня, – возмущается волонтёр из Славянска-на-Кубани Дмитрий. – Причём посреди посёлка была огромная лужа, я каждый раз ехал и застревал в ней. А тут смотрю – почистили улицы, лужу убрали. С чего бы? Оказалось, глава МЧС с инспекцией приехал. И ещё. Пока мотался с «гуманитаркой», успел наснимать на видеорегистратор на машине 18 часов записи. И что? Гаишники на выезде из Крымска вытащили из него флешку – сказали, вот теперь поезжай...

Погибшие

Если в ночь на 7 июля Крымск накрыло речной волной, то в остальные дни в городе бушуют уже волны слухов. Каждый день приносит что-то новое. Вот-вот пронесётся вторая волна потопа. Из-за  трупов началась кишечная инфекция и хлорку будут распылять с вертолётов. Город закрывают на карантин, пускают только по прописке. В Крымске началась желтуха...

Самые главные слухи — разумеется, о количестве погибших. В первый день моего приезда их число колебалось от одной до полутора тысяч. На пятый — увеличилось в несколько раз. Жители называют цифры мгновенно, с кристальной уверенностью — как будто считали погибших сами.

- Ну какие могут быть сто пятьдесят человек, если только в районе Военного городка выкопано больше полутора тысяч могил?! - молодая женщина наливает себе водки, принесённой волонтёрами. Мы сидим в затопленном дворе у её знакомой. Повсюду разложены сохнущие вещи, кругом страшная грязь. Вода здесь стояла выше окон. - Я живу на седьмом этаже, оттуда хорошо видно, что и как было. На моих глазах погибли два парня — накрыло волной.

Рассказы о погибших сдабриваются шокирующими деталями: трупы вывозили по ночам в рефрижераторах “Магнит” во все окрестные города, зарывали в чужих могилах, сбрасывали в общую яму на окраине города.

Пытаюсь понять, на чём основаны рассказы — большинство жителей о погибших только слышали.

- Моя соседка забирала тело бабушки — труп значился под номером 380, - объясняет Анжела Титаренко. - Родственницу другой знакомой похоронили на кладбище под тысяча каким-то номером. Ну и плюс моя дочь видела несколько мёртвых тел в грузовике...

При нехитрой проверке слухи о горах трупов легко рассыпаются. На кладбище Крымска мы насчитали около сотни могил погибших. Никаких тысяч там и поместиться не могло — кругом поля подсолнечника и дорога. Тела и вправду вывозили из города — но только потому, что крымский морг вмещает не более 40 человек. К слову, морг Славянска-на-Кубани ещё меньше: выкрашенное розовой краской здание способно принять до 20 погибших. Ровно столько, по рассказам сотрудниц местного похоронного бюро, сюда и привозили.

krimsk-12.jpg

- Я всё время задаюсь этим вопросом. Погибло 152 человека — людям что, мало? - судмедэксперт Крымского района Тамара Яковлева выглядит очень усталой. Сегодня второй день, как она вернулась домой, до этого четверо суток провела в морге на дежурстве. Пока мы говорим, ей звонят из ЗАГСа — привезли 153-го погибшего. - Вы видели такое количество тел разом? Вся улица будет заполнена, если их вынести... Целый город на кладбище!

krimsk-7.jpg

К разговору подключается муж Тамары Валентиновны, Николай. Он тоже судмедэксперт. 

- Слухи появились очень просто. На кладбище не знали, сколько людей погибло, и заготовили с запасом сразу шестьсот гробов. Люди посчитали — и решили, что столько же и погибших. 

- А откуда взялись цифры — триста восьмидесятый номер в морге и свыше тысячи — на кладбище?

- Это с начала года. Погибшие от наводнения начали поступать к нам с номера 288. А на кладбище своя статистика.

- Люди говорили, что вам поступило указание ставить погибшим любые диагнозы кроме гибели от наводнения...

- Ну вы посудите сами, - Тамара Валентиновна начинает раздражаться. — Всем, кто погиб от наводнения, выплачивают по два миллиона. А я беру и пишу, например, “сердечная недостаточность”. Вы что, вот так просто лишитесь двух миллионов? Да вы меня просто застрелите. Сейчас даже наоборот происходит — люди своих “скоропостижников” подводят под наводнение, чтобы деньги получить. Вот что страшно! Нажиться хотят на горе.

- Правда ли, что рефрижераторы были заполнены трупами?

- Да, но не доверху, как говорят жители. И возили тела не в “Магнитах”. Рефрижераторы стояли все дни возле морга, как холодильники. От них вообще отстегнули кабины, чтобы не мешали. Посмотри на эти махины — они размером с вагон. Куда на таких по размытым дорогам ездить?..

Несмотря на заверения судмедэкспертов, наиболее вероятной всё же кажется версия в две-три сотни погибших. Несколько человек числится пропавшими без вести. Некоторые, возможно, до сих пор находятся под завалами, часть тел могло унести рекой. Сколько в момент наводнения в Крымске было иногородних отдыхающих, вообще не сосчитать. Один из сотрудников МЧС, работавший в Крымске с первого дня наводнения, после долгих колебаний назвал свою цифру: “Триста с небольшим”. Но почему тогда они не попали в морг — на этот вопрос он не ответил.

Так или иначе, ясно одно: как бы власти ни пытались опровергнуть страшные слухи о тысячах погибших, сделать им этого, скорее всего, уже не удастся.

krimsk-11.jpg

Горные реки

В том, что причиной потопа стал намеренный спуск водохранилища, жители также ничуть не сомневаются. Меняются только названия водоёмов (в округе их множество) и объектов, ради которых власти пожертвовали городом: дача Путина, Новороссийск, нефтебаза на станции Грушовой... С видом заговорщиков крымчане рассказывают о секретных озёрах, якобы взорванных в ночь на 7 июля.

- Самое подозрительное — это волна, - сходятся во мнении жители. - Никакой дождь не может дать волну высотой несколько метров. Откуда она так резко взялась?

Вопрос и вправду непростой. Первым под подозрение попадает Неберджаевское водохранилище. Оно ближе всего к Крымску и в нём, помимо верхнего сливного отверстия (по принципу ванной — для удаления лишней воды) есть и донный водосброс. Сейчас этот факт уже можно считать доказанным — СМИ раскопали соответствующую проектно-сметную документацию. Но работает ли водосброс сейчас — непонятно, есть вероятность, что он залит бетоном.

- Нам удалось поговорить с одним из сотрудников Неберджаевского водохранилища, - рассказывает координатор Экологической вахты по Северному Кавказу Андрей Рудомаха. - Он клялся-божился, что никакого спуска не было. По его словам, был только перелив воды через водопропускное устройство, её скопилось слишком много.

Как бы то ни было, версию о сбросе воды сильно подрывает одно важное наблюдение. Чуть ниже водохранилища находится одноимённая станица. Если бы огромная масса воды хлынула вниз — а в Неберджаевском её около 8 млн кубометров, - станицу бы смыло напрочь. Русло потока было бы гигантским. Но в станице Неберджаевской мы насчитали всего три десятка подтопленных домов, основная часть поселения выглядит как новенькая. Сохранились дороги и коммуникации. Местные жители утверждают, что погибших тоже нет. Откуда же тогда пришла вода?

...Мы с Андреем Рудомахой исследуем плотину водохранилища бывшего зверосовхоза — сейчас на его месте посёлок Жемчужный. Водоём находится выше посёлка, а ниже его протекает речка Баканка. Она направляется к станице Нижнебаканской, Крымску и впадает в реку Адагум. Почти десять лет назад водохранилище выкупил для разведения рыбы владелец ООО “Черноморская Торгово-Промышленная Компания”, некто Александр Гуленко. По словам местных жителей, осушить водоём они просили уже не раз.

- Вода реально может уничтожить посёлок, - возмущается житель Жемчужного Армен. - Правила безопасности не соблюдаются. Раньше, когда тут разводили норок, вода была нужна. А сейчас её надо спускать. Вечером 7 июля долго шёл дождь, и нас начало топить первыми. Водохранилище заполнилось, вода перехлёстывала через плотину метровым потоком.

Похоже, что так оно и было. По периметру водоём огорожен бетонным забором — местным жителям туда ходу нет. Возле плотины забор целиком разрушен — тяжёлые плиты разломаны, а столбы повалены. Дамбу размыло по всей длине, ещё немного — и её бы прорвало. Нетрудно представить, к каким разрушениям это могло привести.

krimsk-3.jpg

krimsk-1.jpg

krimsk-2.jpg
Поднимаемся выше по горному ручью, впадающему в водохранилище. Судя по следам на деревьях, в день наводнения этот мелкий ручей превратился в ревущую реку глубиной пять-шесть метров.  Десятки дождевых потоков питали её. Огромные валуны сносило водой, как камешки, деревья вырывало с корнем. На полянах, по которым прошла вода, трава и кусты до сих пор похожи на гладко расчёсанные волосы...

krimsk-13.jpg

Переходим в долину реки Барабашки — это один из притоков Баканки. Добравшись до вершины хребта, Андрей Рудомаха резко наклоняется к земле.

- Смотри, даже здесь, на самом верху, почву размыло до корней, - говорит он. - Это значит, что дождь падал просто с огромной силой!

Скорее всего, случилось так: горные потоки, напитанные аномальными дождями, вызвали резкий подъём воды в Баканке и её притоках. Вода частично затопила посёлок Жемчужный и гораздо сильнее — станицу Нижнебаканскую. К слову, недалеко от станицы проходит магистральный газопровод. Сила течения была такова, что стальные трубы полуметрового диаметра погнуло в нескольких местах, выбило из-под них бетонные опоры. Далее поток двинулся на Крымск. Вода подошла к нему с огромной скоростью — при том, что дорога на подходе сужается, вызывая естественный подъём уровня воды. Это хорошо объясняет почти мгновенное затопление, создавшее эффект “волны”.

Позже мы обследовали русло ещё одной реки — Богого. Она находится по другую сторону от Крымска. В её долине больше нет никаких водоёмов, однако по стволам деревьев хорошо видно, что речка и здесь поднялась гораздо выше привычного уровня. Дождь был такой силы, что с небольшого горного хребта неподалеку сошёл мощный оползень. Он едва не уничтожил известный церковный комплекс “Святая ручка”.

Разумеется, разгул природы не снимает с властей вины за гибель людей. Кто контролировал соблюдение норм безопасности в водохранилище зверосовхоза? Насколько известно, его владелец до сих пор не имеет лицензии на право пользования объектом. Почему не чистились русла рек? Не будь они забиты стволами деревьев и мусором, уровень воды в них оказался бы ниже. Почему не были  построены защитные гидротехнические сооружения? Как говорят жители  Крымска, их обещают возвести ещё с 2002 года. Наконец — почему, имея несколько часов на оповещение людей, местные власти так и не сделали этого? 

Вопросы, вопросы... 

***
...Наш лагерь закрывается. В городе почти везде восстановлено электричество, начали работать магазины. Власти помаленьку берут волонтерскую братию под жесткий контроль, “внесистемных” стращают проверками соблюдения санитарных требований.

По углам лагеря лежат горы одежды: их еще предстоит куда-то деть. Но это в большинстве пунктов так. Волонтеры шутят, что спустя месяц секонд-хенды города озолотятся. Помимо вещей и лекарств в ящиках остались нетронутыми странные медицинские принадлежности под названием “калоприемники”. Откуда они взялись и зачем здесь нужны — непонятно. Ну, не пригодились — и слава Богу.

Зато как горячие пирожки разошлись детское питание и памперсы. Детей здесь вообще, оказалось, много. Говорят, всего за пять дней после наводнения их народилось еще больше десятка. Обустраивать помогали всем миром. Трудно сказать, что ждет Крымск впереди. К сожалению, вполне вероятно, что новые наводнения — если власти не ответят толком на поставленные вопросы. Но ясно одно: жить этим новым людям предстоит совсем в другом городе, нежели ещё каких-то две недели назад.

Тимур САЗОНОВ
Крымск – Нижнебаканская – Славянск-на-Кубани
фото автора

krimsk-10.jpg

krimsk-9.jpg

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Спецрепортаж
Газета: Газета Крестьянин