Тяжело и в ученье, и в леченье
2011 год: хроники скандалов в медицине и образовании
Министры образования и здравоохранения традиционно непопулярны в России. Не факт, что они намного хуже, чем те, кто руководит промышленностью или финансами. Просто бардак в школе или поликлинике оценить намного проще, чем на заводе или в банке.
2011 год ознаменовался целой серией скандалов с участием Минобразования и Минздравсоцразвития. Сюжеты их во многом сходны. Так, резкое возмущение и специалистов, и общественности вызвали оба базовых законопроекта: об образовании и об основах здравоохранения. Оба были выставлены на общественное обсуждение (или, по мнению многочисленных оппонентов власти, имитацию такового). Впрочем, в обоих случаях отдельные – наиболее одиозные – моменты смягчили. Закон об основах охраны здоровья недавно приняли, а закон об образовании так и завис среди бесконечных обсуждений. Но как нас будут лечить и учить в дальнейшем – одинаково непонятно. Скажем, вопрос о платности и бесплатности – и в медицине, и в образовании – по-прежнему вызывает споры. Так, в министерских документах количество бесплатных учебных часов в школе явно сокращается, но чиновники уверяют, что мы неправильно читаем их формулировки (а прочесть их и вправду почти невозможно – настолько они дремучи и запутанны). То же и с медициной: власть уверяет, что закон о здравоохранении окончательно закрепил наше право на бесплатное лечение, а мятежный доктор Рошаль и его многочисленные сторонники называют его «похоронами бесплатной медицины».
С именем Леонида Рошаля связан один из наиболее памятных конфликтов года. Его выступление на Всероссийском медицинском форуме в апреле стало прямым вызовом ведомству Татьяны Голиковой.
– В Минздравсоцразвития нет ни одного нормального опытного организатора здравоохранения, – заявил Рошаль, обращаясь в том числе к Владимиру Путину, под аплодисменты присутствующих.
Минздрав вызов принял. И ответил в характерной манере, разместив на своём официальном сайте невероятно безграмотный ответ – а по сути донос на Рошаля, выдержанный в стиле «на себя посмотри».
Впрочем, скандал постепенно затих. Доктор Рошаль даже вступил в Народный фронт, решив попробовать более мирные компромиссные методы борьбы.
Также постепенно выдохлись и ещё две громкие медицинские истории, начавшиеся аж в 2010 году. Одна из них – «дело о томографах». Напомним, разница в десятки миллионов рублей при покупке одинаковых томографов в разных регионах всплыла ещё позапрошлым летом. Ростовская область оказалась своеобразным чемпионом, заплатив 90 миллионов за то, что другие покупали за 40-50. Полтора года расследования принесли не слишком богатый урожай. Правда, в течение 2011 года возбудили уголовные дела в нескольких регионах (в том числе предъявлено обвинение заместителю ростовского министра здравоохранения Василию Кравченко и ещё нескольким чиновникам). Но ни о реальных наказаниях, ни тем более о возмещении ущерба речь пока не идёт.
Скандал с доктором Хреновым, год назад заявившим на всю страну о «потёмкинских деревнях», построенных в ивановской больнице к приезду Путина,тоже как-то затих: доктора сначала травили и даже грозились засудить. Но потом – не без вмешательства высших сил – преследовать перестали. А Хренов вступил в «Единую Россию» и даже был замечен в агитации за партию власти.
В сфере образования одним из самых ярких сюжетов прошедшего года была попытка ввести новые образовательные стандарты для старшей школы. Согласно им, в качестве обязательных предметов должны были остаться физкультура, ОБЖ и загадочная дисциплина под названием «Россия в мире». Судьба русского языка и математики, не говоря уже о всякой физике-химии-биологии, оставалась непонятной. После мощного взрыва возмущения чиновники пошли на попятный и пообещали, что так не будет. Как будет – неясно до сих пор.
Ещё один ежегодный повод для раздора – сдача ЕГЭ. В Ростовской области, кажется, уже сложилась своеобразная традиция: ни года без громкого скандала. В 2009-м – в Батайске, в 2010-м – в Морозовске. В уходящем году «засветился» Ремонтненский район, где беззаконие на экзамене организовал лично завотделом образования вместе со своим помощником.
Что интересно: охаянная всеми и каждым система тестовых экзаменов успешно работает во многих странах. Так же как и стандарты бесплатной медицинской помощи и многое другое.
Можно (и наверное, нужно) уволить Голикову и Фурсенко. Впрочем, голову Михаила Зурабова уже бросали на растерзание сердитым гражданам. Помогло?