Сегодня он играет джаз. А завтра?..
28.12.2011 12:41
Джаз-оркестр имени Кима Назаретова не имеет ни нормального помещения, ни инструментов, а его музыканты получают зарплату, равную прожиточному минимуму по Ростовской области.
Услышав название «Ростов-на-Дону», нормальный российский джазмен тут же радостно откликается: «Ну как же! Ким Назаретов!».
Организатор ростовского биг-бэнда, создатель и руководитель первой в СССР эстрадно-джазовой кафедры в музыкальном вузе, первый в стране профессор джаза… И это в те времена, когда у иных музыкальных начальников волосы дыбом вставали от самой идеи – пустить эстрадников в компанию серьёзных музыкантов! Человек-фейерверк, прошибавший все барьеры с помощью фантастической энергии, юмора и обаяния. Это его стараниями на джазовой карте России наш провинциальный город отмечен жирной «столичной» точкой.
Но чьими стараниями оркестр имени блестящего маэстро не имеет ни нормального помещения, ни инструментов, а его музыканты получают зарплату, равную прожиточному минимуму по Ростовской области?
На грани исчезновения
«Мы, коллектив джаз-оркестра им. Кима Назаретова, просим обратить Ваше внимание на бедственное положение, поставившее сейчас наш коллектив на грань исчезновения. Культура Ростовской области может навсегда потерять оркестр, имя которого звучало по всей России и за её пределами более тридцати лет, коллектив, который является одной из визитных карточек нашей области в мире джаза и музыки вообще».
Под этим письмом, адресованным губернатору Ростовской области (копии – министру культуры и руководителю областной филармонии), стоят подписи 24 музыкантов. В том числе художественного руководителя оркестра – профессора Петра Кимовича Назаретова.
– Это письмо мы написали ещё в июне. Но прошли лето, осень, а никакого ответа мы не получили. И тогда я выложил его в интернет – на сайт Ростовского городского сообщества, – говорит саксофонист Олег Великанов.
Вкратце предыстория такова: четыре года назад руководство Ростовской филармонии захотело привлечь под свою крышу прославленный джазовый коллектив. Муниципальный джаз-оркестр под управлением Юрия Кинуса и Андрея Мачнева не захотел покидать ростовский джазовый центр имени Кима Назаретова. И тогда сыну маэстро Петру Назаретову, заведующему кафедрой эстрадно-джазовой музыки Ростовской консерватории, предложили собрать свой состав.
– К нам пришли многие из тех, кто когда-то играл в оркестре у отца, – говорит Пётр Кимович. – Несколько музыкантов перешли из муниципального оркестра. У нас играют и преподаватели консерватории, и студенты.
Штатное расписание оркестра, которое Назаретов получил только после вступления в должность, удивило его своей экономностью, а также оригинальным написанием слова «саксАфон». Но музыканты надеялись, что со временем всё наладится.
Как оказалось, напрасно.
Кладовка с плесенью
И с Назаретовым, и с музыкантами из «группы протеста» – Олегом Великановым и тромбонистом Евгением Белиным – мы разговариваем в консерватории. И не только потому, что все они здесь преподают. Оркестр фактически сюда переселился. Причины указаны в том же письме:
«Ни инструменты, ни аппаратура выделены не были, а вместо репетиционной базы оркестр получил комнату-кладовку (примерно 20 кв. м) без окон в подвале филармонии, стены которой покрылись через какое-то время чёрной плесенью. В ней иногда приходится проводить групповые репетиции, вдыхая плесневый воздух, хранить единственный комплект уже потрёпанных от активного трёхлетнего использования костюмов, комплект пюпитров, провода и прочий технический инвентарь. Общие репетиции оркестр вынужден проводить в одной из аудиторий Ростовской государственной консерватории (академии) им. С.В. Рахманинова, используя аппаратуру и инструменты эстрадно-джазового отделения…»
– В филармонии мы только держим вещи, да и то – не первой необходимости, – говорят Великанов и Белин. – Недавно пообещали, что будут давать под репетиции зал филармонии. Но как репетировать без инструментов и аппаратуры?
Ну не абсурд ли? Почему коллектив филармонии вынужден искать пристанище в консерватории, к которой формально не имеет никакого отношения?
– Потому что ректор Александр Данилов, в отличие от руководителя филармонии, понимает, что такое джаз и какие условия нужны музыкантам для репетиций, – отвечает Назаретов.
Талант должен ходить голодным
С 1 января 2011 года зарплаты музыкантов урезали на 30 процентов. Руководство объяснило: раньше были губернаторские надбавки, а теперь нет. И ещё: если раньше из доходов от концертов хоть какие-то копейки выделяли на нужды оркестра, то теперь, по словам Назаретова, музыканты и того не видят.
– А сколько вообще получают музыканты?
– Рядовые оркестранты – около шести тысяч, – говорит Олег Великанов. – Раньше, с надбавками, было побольше – тысяч девять.
По словам Петра Назаретова, он просил руководство вернуть прежние зарплаты хотя бы солистам оркестра.
– Мне ответили: музыканты всегда имеют возможность где-то подработать – зачем повышать им зарплату?
А между тем оркестр имени Кима Назаретова зовут на джазовые фестивали, организаторы которых не могут понять: неужели ростовские культурные начальники не могут оплатить дорогу 18-20 участникам? Собственно, речь идёт всего-то об одном автобусе: на железнодорожные билеты музыканты давно не претендуют. На недавний фестиваль «Джазовая провинция» в Курске съездили так: после одного из концертов пустили по рядам картонную коробку. К деньгам, которые собрали благодарные слушатели, недостающую сумму добавило расщедрившееся руководство филармонии. Кого-то из музыкантов это шокировало, но выступили достойно. Кстати, на очень ярком фоне: на курский фестиваль приехали лучшие джазовые музыканты из десяти стран мира.
«…Музыкантов оркестра уже приглашают и в губернаторский оркестр Г. Гараняна в Краснодаре, и в лучшие коллективы Москвы, Санкт-Петербурга», – говорится в письме губернатору. Ещё бы их не приглашали: оркестр Назаретова – для понимающих людей это о многом говорит. А непонимающие, видимо, не против: разъедутся музыканты – одной проблемой меньше.
«Рекомендуем организовать зрителя»
Ответ, подписанный и. о. министра культуры Ростовской области Валерием Геласом, датирован 22 июля 2011 года. (Правда, и Назаретов, и директор оркестра Эсаин Андонов получили его лишь на днях – после того как началась шумиха.) В нём много интересного.
Например, руководитель коллектива П. Назаретов, оказывается, «был своевременно проинформирован об отсутствии репетиционной базы и звукоусилительной аппаратуры». Так зачем, спрашивается, было огород городить? Зачем создавать оркестр, если ничего нет? И главное, и не будет (а вот об этом П. Назаретова никто не информировал, напротив, много чего пообещали).
Вопрос о заплесневелой каморке в министерском ответе аккуратно обходится молчанием. Зато сообщается, что в 2012 году оркестру дадут 291,2 тысячи рублей на аппаратуру.
– На ударную установку хватит, – комментирует Назаретов.
И на закуску – главный выпад:
«Рекомендуем коллективу (…) усилить работу по созданию новых концертных программ, востребованных зрительской аудиторией, и принять необходимые меры по организации зрителя».
Какие, простите, «меры по организации»? Дело музыкантов – выходить на сцену и играть. «Организацией зрителя» (точнее, всё-таки слушателя) должны заниматься менеджеры, работающие в филармонии. И к ним у оркестрантов много вопросов. Например, почему, приехав в ноябре на гастроли в Анапу и Новороссийск, они не обнаружили там своих афиш? И почему при этом долг за проваленные концерты повесили на оркестр?
Но чиновники министерства культуры, видимо, не в курсе, что это они существуют для того, чтобы создавать комфортные условия музыкантам. Они думают, что всё обстоит наоборот.
Анна КОЛОБОВА
Фото из архива джаз-оркестра имени Кима Назаретова
ОТ РЕДАКЦИИ. О том, что в Ростовской филармонии после недавней смены руководства происходит что-то не то, ещё летом написал в открытом письме на имя губернатора и председателя ЗС РО Юрий Ткаченко, бывший художественный руководитель Ростовского академического симфонического оркестра, заслуженный артист России, заведующий кафедрой оркестрового дирижирования Московского государственного университета культуры и искусства, профессор.
В письме, опубликованном в газете «Московский комсомолец», он задаётся вопросом: почему «среди 12 претендентов, заслуженных артистов и профессионалов с блестящим художественным образованием (…) не нашлось достойного конкурента учителю начальной школы (по нашим данным – музработнику детсада. – Ред.) и психологу Яковлевой О.И.», которая и возглавила филармонию по результатам конкурса. «Мне пишут слушатели, бывшие и нынешние музыканты, просят помочь выйти оркестру и филармонии из того трагифарса, в который его загнали неумелые действия чиновников от культуры РО, которые провели через конкурсную комиссию назначение Яковлевой О.И.», – сообщает Юрий Ткаченко.
Директор филармонии Оксана Яковлева пока что не смогла выделить в своём плотном рабочем графике немного времени на общение с нашим корреспондентом. Но мы не теряем надежды получить от неё комментарий.
Выразить свое отношение: