День Танаиса

Несколько метров грунта и 23 века отделяют нас от древней цивилизации

Доподлинно известно, что танаиты ежегодно праздновали некий День Танаиса. На какую дату современного календаря он приходился, история умалчивает. А в наше время таким днём стал первый августовский день, потому что ровно 50 лет назад первый в России археологический музей-заповедник «Танаис», входящий в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия, был открыт для посетителей.

С утра юбилейный день рождения музея, наверное, мало чем отличался от рядовых будней. Разве что у главного въезда встречали гостей дежурные полицейские. Дальше народ разбредался по интересам. Кто спешил в античный стрелковый тир, кто в Музей исторического костюма, где можно не только увидеть на манекенах воссозданную моду далёких времён, но и самому облачиться в подобные одеяния. И вот уже по городищу ходят ну почти греки, как две с лишним тысячи лет назад. Тогда, правда, здесь были не развалины, а стоял, как указывает древнегреческий географ Страбон, «на реке и на море одновременно» цветущий город, основанный в третьем веке до нашей эры боспорскими греками. Он был «общим торжищем для азиатских и европейских кочевников». О том, как кипела в донских, танаисских (Дон именовали тогда Танаисом) степях жизнь, рукописных свидетельств осталось немного – скромные упоминания в трудах Птолемея да чуть более подробные у Страбона. В основном же воссоздаётся история сегодня лопатами, скребками да щётками археологов. Не для иллюстрации, не как пункт юбилейной программы, можно было увидеть и эту рутинную работу учёных. Привычные к палящему солнцу, они трудились на раскопе, слегка снисходительно поглядывая на любопытствующих туристов.

 В назначенный час в офисном здании начался «круглый стол», где говорили об итогах и перспективах изучения Танаиса, о проблемах охраны, сохранения и использования музея под открытым небом. 50 лет для истории – миг, а для человека, считай, вся его сознательная жизнь. У большинства выступавших она неразрывно связана с Танаисом, и потому звучали в основном воспоминания, как это было, – как в 1955 году Нижне-Донская экспедиция во главе с Д.Б. Шеловым приступила к раскопкам. Начинали с сомнением: осталось ли что от древнего города, ведь на протяжении многих столетий он служил местом добычи и вывоза камня? Первые три сезона опровергли все сомнения. Открытые остатки оборонительных стен и домов с подвалами дали понять, что это уникальный по своей сохранности город, существовавший в III в. до н. э. – V в. н э. Находки утвари, бытовых предметов, купеческих складов, памятных плит позволили судить об экономическом, политическом и культурном устройстве.

Проходя по залам музея самостоятельно, удивляешься, как много привычных нам вещей было известно почти две с половиной тысячи лет назад. Фибула – бабушка английской булавки помогала скреплять одежду. Античные «маникюрные наборы», кольца, ничем не отличающиеся от современных, зеркальца, стеклянные флаконы... А когда эту «книгу» начинает «читать» экскурсовод, возникают живые картины быта:

– В Меотийском озере (Азовском море) водилось тогда 76 видов рыбы: белуга, осётр, севрюга. Отдельные рыбины размером с дельфина достигали 250 килограммов. Поскольку пресноводная рыба вкуснее морской, её в больших количествах вывозили в Грецию – солёную, вяленую и даже живую. Хоть это было и очень дорого, богатые люди могли себе позволить. До пятидесяти процентов экспорта составляли пшеница и ячмень. Вывозили шерсть, кожу, мёд и рабов. В Танаис везли заморские вина, оливковое масло, ткани, посуду, орудия, бижутерию. Перевозили в амфорах и нефть.

В фонде музея хранится более 140 тысяч экспонатов; уникальной достопримечательностью является Зал амфорных эталонов, в котором представлено более сотни типов сосудов. У заповедника есть все шансы стать предолимпийской туристской тропой. Но к этому нужно основательно подготовиться. Заслуженный архитектор России, членкор Академии архитектурного наследия, член президиума Международного совета музеев России Валентин Гаврилов представил эскиз детально продуманного музейного комплекса.

– Проект объединяет все зоны, где будут и музейные экспозиции, и амфитеатр, и кинозал, и игровые комнаты для детей, город мастеров и т. д. Комплекс может создаваться частями. Главное, – подчеркнул мэтр, – чтобы постройки не нарушили ландшафт. Строения не должны выпирать, они не могут быть выше деревьев.

 

А ландшафт, действительно, уже подпорчен. Уродливым монстром возвышается над древним городищем шести­этажный замок-новодел – частный музей боевой техники. Со слезами на глазах учёный секретарь АМЗ «Танаис» Людмила Казакова рассказала, что частное поместье раскинулось на территории некрополя. Это практически неизученная часть Танаиса. Такое стало возможным из-за несовершенства законодательства, о чём тоже шла речь на конференции. Отсутствие правовой базы не позволяет оградить памятник истории и культуры от посягательств, например, толстых кошельков.

33танаис6.jpg

Людмила Воробьёва

с. Недвиговка, Ростовская обл.

Фото автора

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Культура
Газета: Газета Крестьянин