Цена на пшеницу поднялась на рубль с лишним

– Вам много сегодня звонят? – спрашиваю у Сергея Михайловича Челбина, зная по прошлому году, что в послеуборочный период телефон отдела программно-информационного обеспечения и мониторинга агропродовольственного рынка Ростовского минсельхоза, которым он руководит, раскаляется до бела.

– Когда идёт нормальная продажа зерна, селяне не звонят, – говорит С.М.Челбин. – Больше звонят те, кто покупает. Вырос экспортный спрос. Цены поднялись.

Действительно, крестьяне немного перевели дух, подус­покоились – «идёт нормальная продажа зерна». Звонил я сельхозтоваропроизводителям и юга, и севера области. Все отмечают: цены на зерно подросли. Ещё, конечно, не до желаемого, но уже до вполне приемлемого уровня. Например, генеральный директор ОАО «Заря» Песчанокопского района А.В.Тутов рассказал, что стоимость «четвёрки» поднялась уже на рубль и составляет сегодня 6 рублей. В цене и фуражная пшеница – 5,5 руб­ля. Избавляться от зерна он пока не спешит, считает, что, может, дальше цена сильно и не вырастет, но, во всяком случае, и не упадёт.

Такого же мнения и тарасовский фермер В.Б. Черенков: «Продаю по необходимости. Недавно отгрузил 200 тонн». Правда, тамошний элеватор за «четвёрку» даёт 5,6 рубля (но это тоже на рубль с лишним больше цены месячной давности). А фураж практически сравнялся со стои­мостью пшеницы четвёртого класса. Хорошо идут у Черенкова и семена (он имеет статус семеноводческого хозяйства), а это уже совсем другой уровень цен. У северян, кстати, сев озимых уже на носу.

Все вышеназванные цифры – это то, что дают покупатели сельхозпроизводителям у них на месте. В Ростове, где базируются основные трейдеры, на элеваторах закупочные цены ещё выше. За пшеницу третьего класса платят 5,8-6,5 рубля, «четвёрка» стоит 6,2-6,3 рубля, фураж берут по 5,8-6,1 рубля. Но сюда зерно ещё нужно привезти, затратиться на горючее, если доставлять свим транспортом. И ещё помаяться в очереди на элеватор. Или заплатить перевозчикам по 40-60 копеек за килограмм. Практически то на то и выходит. Поэтому крестьяне – особенно владельцы небольших партий – сильно не заморочиваются: продал в хозяйстве – и забыл. Меньше хлопот.

В начале августа, когда кривая цен шла вниз, мы приводили мнение специалис­тов облминсельхоза: подъём начнётся в конце сентября – начале октября. Как видим, реальность опередила ожидания почти на месяц. Что, в общем-то, я не считаю грубой ошибкой – прогноз давался с большой долей осторожности. И рост цен на зерно таки состоялся (было бы хуже, если бы случилось наооборот). Активность проявили экспортёры, соскучившиеся по работе за период действия эмбарго. Они дружно устремились отвоёвывать утраченные, было, позиции на мировом рынке. Что, в общем-то, в немалой степени им и удаётся. Сначала за счёт демпинга, а потом и за счёт выросшего спроса на российскую качественную пшеницу.

Сегодня в области грузится очень много зерна, терминалы на Дону работают безостановочно и круглосуточно. За два минувших месяца на экспорт отправлено 2,4 миллиона тонн зерна. И поток этот вряд ли уменьшится в ближайшее время, если государство не озаботится какой-либо заботой. Любит оно вмешиваться в рыночные процессы. И всегда – из лучших побуждений.

Что будет с ценами дальше? Есть мнение (я склонен считать его логичным и здравым, и потому рискну обнародовать), что стоимость зерна ещё вырастет. Прогноз такой даётся на основании того, что растёт инфляция. Деньги теряют силу. И вложение их в товар – в нашем случае в пшеницу – вполне ожидаемый и разумный шаг.

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Сельское хозяйство
Газета: Газета Крестьянин