Пшеничный перекос
Если не сократить посевы главной продовольственной культуры, расходы на её лечение вырастут в несколько раз, предупреждают учёные
Зерновое эмбарго заставило многих хлебопашцев искать хотя бы частичную замену «невыездной» пшенице. Представители аграрной науки поддерживают эти устремления. Но у них свои аргументы. На Ставрополье, например, где в последние годы бьют рекорды, собирая по 7 млн тонн зерна, посевы пшеницы достигли угрожающих площадей, считают учёные. А это влечёт значительное удорожание её производства, снижение прибыли. Если так дальше пойдёт, колос станет банкротом. Прокомментировать ситуацию на зерновом поле края корреспондент «ДК» попросил кандидата сельхознаук, заведующую отделом земледелия Ставропольского НИИ сельского хозяйства Людмилу Желнакову.
Озимым стало теплее
Оптимальным по структуре посевных площадей Людмила Ивановна называет 1985 год, когда под пшеницей в крае было 1300 тыс. га (37% от посевных площадей). А в целом зерновые занимали 54% от всех посевов. Солидные угодья тогда отводились под кормовые, технические культуры, бахчевые, овощи. Затем озимая пшеница стала энергично выдавливать собратьев по севооборотам. И сегодня она занимает уже 1750 тыс. га, или 60% посевных площадей Ставрополья. То есть доля одной-единственной культуры в крае теперь больше, чем 26 лет назад доля всех зерновых. Хорошо это или плохо?
– Предпочтение аграриев, отдаваемое озимой пшенице, объяснимо, – поясняет Людмила Желнакова. – Климат в регионе меняется в пользу этой культуры. Зимы стали мягче, а количество осадков выросло.
По данным Желнаковой, среднегодовая температура по краю повысилась за последние 10 лет на 1,4 градуса. Причём быстрее теплеет именно холодный период: самый большой прирост плюсовых значений – зимой. И хотя температуры ниже -25, их повторяемость практически не уменьшилась, опасность вымерзания озимых теперь всё же меньше, обращает внимание завотделом. Есть и другой плюс в потеплении. Даже если вы поздно посеяли, и пшеница ушла в зиму не раскустившись, она может в оттепели своё нагнать. Ведь теперь вегетация в регионе продолжается в отдельные годы до середины декабря. В минувшем сезоне, приводит пример собеседница, даже посевы конца октября вышли не хуже, чем годом раньше, когда семена закладывали в более ранние сроки. Изменённый климат уже сдвинул на декаду оптимальные даты сева. Если прежде это было 20 сентября – 1 октября, то теперь 1-10 октября.
Очень тёплый март способствует раннему возобновлению весенней вегетации. А это – накопление большего количества пластических веществ, выше урожай. Зато в мае не произошло заметного роста температур. И это тоже благоприятствует пшенице: она в этом месяце цветёт и не любит жары. Дождичек и умеренные температуры в эту пору для неё как раз то, что нужно, подчёркивает Людмила Ивановна. Июнь, когда наливается зерно, прибавил, но немного. А вот июль стал сухой и жаркий. Поэтому в последние годы уборка в регионе практически не страдает от дождей.
На пользу озимым служит и рост количества осадков: за минувшие 10 лет на 66 мм в год. Сейчас их выпадает в среднем по краю 524 мм. Причём основная прибавка влаги приходится опять же на холодный период, что благоприятствует озимым. А едва ли не половина прибавки тёплого периода – 14 мм – выпадает на октябрь, как раз к севу, демонстрирует итоги наблюдений Желнакова.
– Благоприятные климатические факторы позволили увеличить площадь с хорошими условиями для возделывания озимой пшеницы в крае за последние 10 лет с 31%до 50% от всей территории, а с плохими – сократить с 20% до 7%, – подытоживает учёный.
Этим подарком природы грех было не воспользоваться земледельцам.
Больная солома
Но разумно распорядиться подарком многие не сумели. Погоня за выгодой обернулась превышением экологических норм по пшенице в полтора раза, замечает Людмила Желнакова. Ибо известно, что оптимальная доля этой культуры в севообороте равна 40%.
– Край перенасыщен посевами пшеницы, – говорит Людмила Ивановна. – Сегодня у нас полмиллиона гектаров засеваются пшеницей по пшенице. И это очень плохо.
Главный минус таких севооборотов – оставленная в поле солома, считает собеседница. В ней концентрируются вредители и возбудители болезней. Ущерб от них лишь усиливается при поверхностной обработке почвы, которая сейчас широко применяется в регионе. Чтобы солома разлагалась, надо вносить азот, что означает удорожание, и надо дожидаться дождей, которых после уборки, как правило, нет. Словом, вторая пшеница стала бедствием для края.
– Из-за неё на главную продовольственную культуру наблюдается прямо-таки нашествие болезней, – признаёт завотделом земледелия. – Особую тревогу вызывают корневые гнили, которыми у нас сегодня поражены почти все посевы озимой пшеницы. И масштабы бедствия с каждым годом увеличиваются. А бороться с гнилями сложно. Пока ни один препарат не уничтожает их на 100%. Протравливание, опрыскивание позволяют убить эту заразу лишь на 50%.
Перечень недугов, связанный со второй пшеницей, обширен, констатирует учёный. А изменения климата только расширяют его.
Появились новые болезни, которые поражают не только листья и корень, но и стебель. Появились и новые вредители. Скажем, пшеничная муха, пришедшая в край из Ростовской области, стала настоящим разорителем хлеборобов. Её личинка проникает в центральный стебель и уничтожает его.
– Ущерб от мухи особенно ощутим у нас, поскольку сорта нашего региона рассчитаны не на равноценность колоса по центральному и боковым побегам, – говорит Желнакова. – Особенность сортов нашей селекции – именно центральный побег даёт самый большой колос.
Способы борьбы с пшеничной мухой ограничены, признаёт собеседница: уборка соломы, исключение падалицы и более поздние посевы (они поражаются меньше).
В целом же болезни и вредители, поощрённые нарушением севооборотов, уже заставили многих аграриев удвоить затраты на разного рода химобработки на пшеничных полях. И дальше при сохранении существующей практики будет только хуже. Между тем уже сегодня вторая пшеница близка к нулевой рентабельности. В подтверждение Людмила Ивановна ссылается на данные трёхлетних наблюдений, проведённых в одном из самых крупных хозяйств края – «Победа» Красногвардейского района.
– Когда там сеяли пшеницу по гороху, то среднегодовая прибыль звена составила 6240 рублей с 1 га, – отмечает Желнакова. – По звену подсолнечник-пшеница этот показатель получился 6457 руб. Рапс-пшеница – 3100. Кукуруза-пшеница – 2626. А пшеница по пшенице дала лишь 1753 рублей. Заметьте, это в передовом хозяйстве, где второй пшеницы мизер, а культура земледелия на высоте. У тех же, кто послабее, прибыль от пшеницы по пшенице вообще под большим вопросом.
Выскочить до июля
Самый дешёвый и в то же время эффективный способ борьбы с пшеничными недугами – плодосмен, благоприятные предшественники. Скажем, за счёт кукурузы можно было бы даже превзойти нынешний весьма высокий показатель зерновых в структуре посевных площадей края, равный 74%. Но «королева полей» занимает весьма скромное место в регионе – под ней не больше 100 тыс. га.
– Заметное охлаждение к поздним яровым тоже связано с изменениями климата, – полагает Людмила Желнакова. – Он стал неблагоприятен для кукурузы, подсолнечника, сои. Как раз пик жары, засух выпадает на вымётывание у кукурузы. Это самый критический период – конец июля – начало августа. Поэтому ориентируются сейчас, кто хочет проскочить, на ранние сорта..
Людмила Ивановна ссылается на наблюдения своего коллеги Валентина Орлова из «Победы», который изучал 40 гибридов кукурузы – как позднеспелых, так и раннеспелых. Последние, как известно, при оптимальных условиях дают больший урожай – за счёт продолжительного срока вегетации, большего накопления пластических веществ. Но в нынешних условиях края вышло наоборот. По раннеспелым гибридам средняя урожайность получилась в «Победе» в прошлом году 32,9 ц/га, а по поздним – 28,2. Аналогичные тенденции наблюдаются в крае по подсолнечнику и особенно по сое, которая наиболее требовательна к почвам и осадкам. Засухи вредят ей больше, чем другим поздним яровым. На вопрос, какие именно ранние гибриды следует порекомендовать земледельцам, завотделом ответила, избегая конкретики.
– Есть и отечественные, и заграничные, – сказала она. – Гибриды каждый выбирает сам. Кто-то привык работать с «Пионером», кто-то с «Сингентой». Людей привлекают скидки, преференции. Особенно если фирма сразу даёт средства защиты. Важно и микроклимат учесть: кто на южном склоне сеет, а кто на северном.
Впрочем, делает оговорку Людмила Желнакова, ориентация на раннеспелые сорта поздних яровых вряд ли должна быть всеобъемлющей. И ссылается на опыт 2003 года, когда весна оказалась засушливой, а вторая половина лета баловала дождями. Тогда как раз поздние яровые обычных сроков созревания спасли многих аграриев. Поэтому, отдавая предпочтение ранним гибридам, учёный рекомендует часть площадей всё же засевать сортами обычных сроков поспевания. Как и положено в бизнесе: не класть яйца в одну корзину.
Илья иваненко
Шпаковский р-н, Ставропольский край