«Беларусу» конкурент
В Ивановской области начат выпуск сельхозтракторов в кооперации с крупнейшей китайской фирмой
Торжественному пуску завода в посёлке Лежнево предшествовало выездное заседание Российского союза товаропроизводителей совместно с Союзом производителей сельхозтехники. Оно проходило прямо в сборочном цехе бывшего ремонтно-технического предприятия АПК, теперь переоборудованного под выпуск тракторов. Учёные и практики, люди в годах, говорили с трибуны о грустном: былой славе советского тракторостроения, уже погибших или дышащих на ладан заводах в Барнауле, Липецке, Волгограде, других городах. А в это время большая делегация китайской тракторостроительной госкорпорации YTO Group, люди молодые, крепкие, терпеливо дожидалась окончания посиделок, наводя объективы фотоаппаратов на вылизанную до блеска сборочную линию, на финише которой красовался готовый выкатиться за ворота колёсный трудяга. Китайцы пришли к нам, чтобы уже через тройку лет завалить российский рынок сельхозтехникой. Вместо жалких 7,5 тыс. тракторов, которые выпускает сегодня вся Россия, Лежневский машиностроительный завод один будет собирать 25 тыс. машин, призванных составить конкуренцию знаменитым «Беларусам».
Почему не МТЗ?
По дороге в Лежнево гендиректор «Союзагромаша» Аркадий Ошеров рассказал мне, почему выбор россиян пал на китайскую YTO Group, а не на Минский тракторный, продукция которого нашим аграриям известна куда лучше.
– Мы пытались втянуть в это дело белорусов, – объяснил Ошеров. – Но не получили поддержки, которую хотели. Белорусы заинтересованы, чтобы у них был рынок. А вот китайцы, с которыми мы параллельно прорабатывали эту тему, согласились.
Создание завода в Лежневе потребовало от наших партнёров из Поднебесной большой гибкости. Их базовая версия YTO производится по лицензии известной фирмы Fiat. Она удобна для Китая. Российские же специалисты целых три года вносили изменения в неё, адаптируя к отечественным стандартам.
– В результате мы радикально переработали трактор, – не скрывал удовлетворения во время нашего общения на предприятии Вячеслав Грузинов, гендиректор машиностроительной группы «Тяжэкс-холдинг», которой и принадлежит Лежневский завод.
– Это новый, российский трактор, не китайский, – подчеркнул бизнесмен. – Он отличается примерно по 90 параметрам. А кабина вообще уникальна и превосходит европейские образцы. Уровень шума на рабочем месте меньше 80 децибел. Ни один зарубежный образец, кроме CLAAS, не достиг такого.
Линейка «ЛМЗ» включает машины тяговых классов 0,6; 0,9; 1,4; 2,0 и 3,0.
– Первые сошедшие с этого конвейера тракторы соответствуют нижнему уровню европейских норм экологии, – заметил Аркадий Ошеров. – Если перевести на автомобильный двигатель, то это «Евро 3». Уже хорошо. Но к концу года двигатели будут идти уровнем выше – примерно «Евро 4».
Обмен на утиль
Во что лежневские тракторы обойдутся покупателю, спрашиваю у хозяина завода.
– В своей массовой категории это 80-90 сил, примерно на уровне белорусских тракторов, – отвечает Вячеслав Грузинов. – Если «МТЗ-82» сегодня стоит 670 тыс. руб., то наш аналог «ЛМЗ-804» – 750.
Ответ, признаться, несколько смутил и меня, и коллег. Мы привыкли, что китайская техника дешевле прочих, благодаря чему и захватывает мировой рынок. Но сторонники проекта считают, что трактор этот в итоге для многих окажется дешевле, чем «Беларус».
Связано это в том числе с перспективой утилизации сельхозтехники, пояснил Аркадий Ошеров. До сих пор у нас было что сдать в утиль, а получить взамен – кот наплакал.
– Колёсных тракторов у нас в селе 70%, – сказал Ошеров. – И, в основном, конечно, они минского производства. Но Минск не подпадает под параметры российского производства, под механизмы бюджетного финансирования. А значит, и под утилизацию. Лежневские тракторы подпадают. Плюс, для них открывается субсидированное кредитование, часть ставки рефинансирования покрывается за счёт бюджета – до 80%.
И землю пахать, и снег убирать
Все навески для «ЛМЗ» будут российские, обещают руководители завода.
– Мы разработали для этих тракторов большой шлейф навесного и прицепного оборудования, – отметил Вячеслав Грузинов. – Некоторыми вещами наши китайские партнёры заинтересовались. Они до этого думали, что на трактор можно прицепить сеялку, веялку, плуг. А когда узнали, что можно установить и строительное, и коммунальное оборудование – ту же щётку подметальную, снегоуборочник, приспособление для перемещения сыпучих материалов, для них это стало откровением.
Так что мы сейчас помогаем им в освоении аналогичного производства у них. А какие-то виды навесного оборудования они готовы покупать в России.
60 сервисных центров
С китайской техникой обычно связаны
проблемы сервиса. Поломалась – запчастей не сыскать. Как будут ремонтировать лежневскую технику?
– Во-первых, мы не покупаем готовые тракторы, как видите, а производим, – подчеркнул отличие Вячеслав Грузинов. – Все тракторокомплекты, которые поступают к нам, по существу, запасы запчастей. Мы можем оперативно удовлетворить потребности крестьян в ремонте, причём буквально в течение одного-двух дней. А дальше будем восполнять использованное. Совместно с нашими китайскими партнёрами приняли решение: через месяц после начала серьёзного производства здесь появится компенсационный склад запасных частей. Во-вторых, мы создали широкую дилерскую сеть в регионах России – больше 60 дилерских центров по самым сельхозпроизводящим областям. И все эти центры ориентированы на то, чтобы вести сервисное сопровождение наших тракторов.
…Присутствие на открытии завода известных в нашей стране руководителей, специалистов тракторостроения и отраслевых учёных позволило услышать спектр мнений о новой технике. Не все они были восторженные. После визуального осмотра трактора Олег Хрулькевич, замгендиректора Федерального испытательного центра сельхозмашиностроения, например, сделал замечание: «Есть вопрос по шинам».
– Узковаты они, – пояснил чуть позже Олег Антонович, удовлетворяя моё любопытство. – Почвы в России разные. Боюсь, что в глинистых вязнуть будет.
Впрочем, колёса наряду с кабиной и рядом других узлов и деталей постепенно будут заменяться на российские, в результате чего локализация производства должна достичь 60%.
Николай Гритчин
Ивановская область
Фото автора