Раз ступенька, два ступенька... (Крестьянин №30)
А что будет в результате с высшим образованием - пока не вполне понятно
Российские вузы переходят на новую систему. Вскоре у нас, как на Западе, будут готовить исключительно бакалавров и магистров. Как это будет происходить на деле, корреспонденту «Крестьянина» рассказал проректор по образовательной части Южно-Российского государственного технического университета (НПИ) профессор, доктор технических наук Александр Ткачев.
- Александр Николаевич, почему возникла необходимость менять уже устоявшуюся систему вузовской подготовки?
- Суть в том, что студент учится четыре года, защищает диплом и получает степень бакалавра по той или иной специальности. Дальше одни идут работать, а другие могут продолжить обучение в магистратуре. Причем степень бакалавра можно получить в одном вузе, а магистерскую диссертацию защитить в другом. Даже если студент переехал в другой город или даже в другую страну, он без проблем сможет учиться дальше. А вообще переход на систему магистратуры и бакалавриата - это лишь часть Болонского процесса, в котором Россия принимает участие.
- Вы считаете, что четырех лет достаточно, чтобы получить полноценное образование?
- Вполне. Двадцать лет назад во многих гуманитарных вузах учились те же четыре года. Другое дело, что сейчас мы готовим бакалавров по старым программам, которые рассчитаны на подготовку специалистов по пятилетнему плану. В соответствии с новыми программами 50 процентов дисциплин будут определять ГОСТы, еще 50 - каждый вуз будет выбирать сам.
- Получается, что студенты будут осваивать пятилетний курс за четыре года? Не слишком велика нагрузка?
- Нагрузка увеличится процентов на 8-10. Придется больше дополнительно заниматься: чаще бывать в библиотеке, использовать интернет. «Дотянуть» знания по гуманитарной части нетрудно: главное, правильно распределять свое время. А вот технарям собственных усилий будет маловато. Тут есть два пути. Один путь состоит в том, чтобы внедрять внутрифирменную подготовку. Это значит, что ты получаешь диплом бакалавра, а дальше доучиваешься уже на практике. Как правило, предприятия заинтересованы в том, чтобы «подогнать» под себя будущего сотрудника. Например, РАО ЕС, РЖД, такие крупные холдинги, как «Еврохимия» и другие, уже давно так готовят своих специалистов. Второй путь заключается в том, чтобы на базе крупных вузов создавать корпоративные центры науки. Проще говоря, заинтересованные предприятия полгода доучивают выпускника-бакалавра, чтобы он был конкурентоспособен. Мы, например, открыли кафедру на базе НЭВЗа. Там работают и вузовские преподаватели, и сотрудники завода. Осенью начнет работу кафедра при ростовской ГРЭС.
- Получается, это выгодно и выпускникам, и работодателям?
- Да. У нас два рынка: рынок труда и рынок образовательных услуг. Они сейчас оказались в одной упряжке. Вузы должны готовить востребованных специалистов. Новая система этому будет только способствовать.
- С бакалаврами понятно. А что такое магистратура в новых условиях?
- Эксклюзив - вот что! Не более четверти студентов, получивших диплом бакалавра, смогут учиться на бюджете в магистратуре. Представляете, какой это конкурс?! Туда попадут только самые-самые. Кто-то из магистров останется в науке, остальные станут высококлассными специалистами, управленцами. Эти люди будут нарасхват.
- А что же будет с теми, кто на бюджет не пройдет?
- Где не платит государство, платит сам студент. В магистратурах будут коммерческие места. Другое дело, что стоить это будет дорого.
- Значит, есть деньги - иди в управленцы, иди в науку… А остальные - бакалаврская «массовка». Так?
- Угрозы для академической науки нет. Конечно, отсев ужесточится, зато попасть в магистратуру на бюджетной основе смогут только по-настоящему толковые и талантливые ребята.
- А остальные? Наверное, коммерческие вузы не упустят шанс заработать!
- А им такой шанс никто не даст. Все просто: магистратура будет работать только в крупных государственных вузах. Например, в рамках нашего политеха в магистратуру попадут около 15-17 процентов бакалавров. Это абсолютно грамотный ход. Многочисленные коммерческие заведения, которые именуют себя вузами, просто не выдержат конкуренции и сойдут с дистанции.
- Бакалавры будут учиться четыре года, магистры - шесть. Привычное пятилетнее образование где-то останется?
- Для нашей оборонки специалистов готовят по отдельным программам. Там сроки обучения вообще зависят от специальности. Своя сложная система останется в мединститутах. В большинстве вузов «пятилетка» какое-то время еще просуществует, но это ненадолго.
- Двухуровневая система предполагает и новую систему оценки знаний?
- В нашем вузе сейчас делается так: в течение семестра весь материал разбивается на блоки, и студент, отрабатывая каждый их них, проходит текущую аттестацию. По итогам складывается рейтинг успеваемости. Он может стать основой для получения оценки «автоматом». Не устраивает заработанный балл - можешь пересдать.
Чтобы получить диплом бакалавра, нужно будет отработать всего 240 зачетных единиц за все время учебы. Каждая дисциплина оценивается определенным количеством баллов. Главное, чтобы студент их все набрал за четыре года, иначе диплома не видать. Оценки отменяются. Госэкзамены нового поколения будут введены, начиная с набора 2008 года.
- Стипендия тоже отменяется?
- Сложный вопрос. Сейчас мы не владеем такой информацией. Скорее всего, будет создана какая-то новая форма поощрения. Кто и за что будет получать стипендию (если будет, конечно!), пока неизвестно.
- А как быть с отсрочками от армии? Их отменят?
- Здесь проблем нет. Отсрочки будут действовать, как и раньше. В крупных вузах сохранятся военные кафедры. На отношения с армией новая система не повлияет.
Беседовала Любовь УШАКОВА
От редакции. Вокруг перехода на двухуровневую систему высшего образования, как и о самом Болонском процессе, разговоры ходят самые разные. Одни приветствуют, другие больше критикуют. Заметим, часто не без основания. Не совсем ясно, как будут распределены коммерческие и бюджетные места в магистратурах, как приживется новая система оценки и что будет со стипендиями, смогут ли вообще наши вузы перестроиться должным образом. Словом, остается еще много вопросов на этот счет, а Министерство образования не торопится на них отвечать. Мы приглашаем к открытому разговору всех, кому небезразлична судьба нашего национального образования. Будем рады узнать ваше мнение и постараемся ответить на интересующие вопросы.