"После трёх уже поздно!" (Аптечка №7)

 Наша отечественная система дошкольного воспитания ориентирована на детей с трех лет.

 Но к трехлетнему возрасту развитие головного мозга завершено уже на 70-80%!

 Как же быть?

 Младенчество - чрезвычайно восприимчивый период в жизни человека. То, что взрослым порой кажется неважным и бессмысленным, малыш воспринимает с обостренной чувствительностью, и этот эмоциональный опыт может стать основой всей его дальнейшей жизни.

 «В развитии ребенка образование и среда играют большую роль, чем наследственность, - убежден японский педагог, детский психолог Масару ИБУКА, автор одной из популярных методик раннего развития, изложенной в его книге «После трех уже поздно». - Вырастет ли из почки дерево или из бутона - прекрасный цветок, зависит от того, какие условия вы создадите для этого и как будете ухаживать за своим подопечным».

 Принципы воспитания

 * Игнорировать ребенка - еще хуже, чем баловать. Некоторые взрослые под «свободным» воспитанием понимают нерегулярный уход за ребенком, кормление, только когда ребенок просит, обилие игрушек, отсутствие режима и минимум внимания со стороны родителей. По статистическим данным, опубликованным в одном из западных журналов, чем более «свободно» воспитаны дети, тем более неуверенно они чувствуют себя в будущем. Таким детям обычно не хватает любви, и они все время ищут внимания взрослых. А малыши, выросшие в теплой атмосфере, гораздо лучше адаптируются к обществу и вырастают более уравновешенными и добрыми.

 * Тщеславие родителей прививает ребенку ложные понятия. Движимые собственным тщеславием мамы и папы заставляют своих детей заниматься против воли, прививая им ложные понятия о престиже и соперничестве. Уроки, призванные развивать ребенка, нередко становятся для него источником душевных мучений. Такие малыши часто бывают неискренни и неестественны. Родителям, считает Масару Ибука, не стоит забывать, что занятия с ребенком, к примеру, игра на скрипке - это не самоцель, а средство для достижения определенной цели - развития детских способностей. Разумеется, можно гордиться умением играть на скрипке. Но если малыш не первый в классе, однако занятия помогают ему приобрести уверенность в своих силах и развивают коммуникативные способности, то цель их уже достигнута.

 * Дети - не собственность родителей. Многие родители считают, что, пока ребенок находится на их попечении, они могут делать с ним все, что хотят. Когда мамы спрашивали доктора Сузуки: «Выйдет ли что-нибудь из моего ребенка?» - он обычно отвечал: «Ничего». И добавлял: «Он станет не чем-то, а прекрасным человеком».

 Нельзя игнорировать детскую волю, иначе на всю жизнь можно посеять в его душе сомнение в своих силах.  «Вместо того чтобы планировать будущее своего ребенка, лучше повнимательнее присмотритесь к нему, - говорит  Масару Ибука. - Долг родителей - предоставить ребенку возможно более широкий выбор, чтобы он сам принял решение, чем хочет заниматься. Не родители, а сам ребенок хозяин своего будущего».

 * Лучше похвалить, чем отругать. Автор методики не призывает совсем отказаться от наказания, но советует пользоваться этим приемом осторожно. Если мама несет к столу стакан молока, а ее малыш пытается сделать то же самое, что обычно делает мама? В ужасе бросается к малышу и с криками «Нельзя!» выхватывает стакан. В разных вариациях подобная реакция проявляется десятки раз на дню. А в будущем только и останется, что упрекать подросшего ребенка, что он не помогает по дому. Правильная реакция - это похвалить малыша за желание помочь, затем отлить немного молока в небьющийся стакан и дать ему донести его до стола.

 Даже если ребенок делает что-то не то, например рвет книгу, лучше предоставить ему право выбора. Например, дайте ему старую газету. Таким образом вы не лишите кроху предмета, который ему интересен, и не подавите в нем важный импульс к деятельности. Или же постарайтесь объяснить, почему этого делать нельзя. Пусть кроха и не поймет ваших слов, но убежденность вашего тона подействует на него положительно.

 * Не высмеивайте ребенка в присутствии других! Многие родители обсуждают недостатки и проделки своих детей с посторонними людьми, думая, что малыши ничего не понимают. Но это не так. Даже полугодовалые крохи способны распознавать информацию о себе во взрослом разговоре. Забавно оттопыренные ушки или неуклюжая походка крохи - предмет умиления для любящих родителей. Но каким бы незначительным ни был дефект, нельзя предугадать, какой вред нанесет детской психике его публичное обсуждение.

 Еще хуже, когда родители намеренно высмеивают ребенка при посторонних, чтобы отучить его от дурных привычек. Масару Ибука приводит в пример случай с одним мужчиной, чья мать в детстве жестоко высмеивала при сверстниках его привычку ковырять в носу. Мальчик сильно нервничал, и в результате привычка закрепилась в нем на долгие годы, породив множество комплексов.

 * Интерес - лучшее побуждение к действию. Чтобы вызвать у ребенка интерес, нужно создать для этого определенные условия. Например, чтобы пробудить в малыше желание рисовать, надо окружить его достаточным количеством карандашей и бумаги. А для того чтобы развить интерес к классической музыке, нужно наполнить дом ее звуками.

 * Избыток игрушек рассеивает внимание! Масару Ибука советует родителям избегать покупок готовых неразборных игрушек, имеющих мало общего с окружающим миром: «В воображении малыша кусок дерева или сломанная крышка от чайника могут преобразиться в сказочный дом или чудесное озеро и будут куда интереснее, чем дорогая игрушка из магазина». Самые лучшие игрушки - те, которые имитируют реальные предметы быта. Их можно трогать, бросать, расстегивать и застегивать открывать и закрывать. Все это наверняка есть дома или легко смастерить самим. Конечно, трудно не побаловать кроху новой яркой игрушкой. Но выбирайте те из них, которые могут комбинироваться и разбираться, и покупайте их по возрасту.

 * Для ребенка работа и игра - одно и то же. Ему не важен результат его деятельности, а интересует процесс.  Взрослые же хотят, чтобы работа была доведена до конца, и в этом видят ее отличие от развлечений. Поэтому родители нередко ограждают маленьких детей от работы по дому. А ведь здесь есть масса простых дел, которым легко научиться малышу. Ребенок вместе с мамой может вытирать пыль или поливать цветы. Это развивает интеллект и двигательные способности, к тому же малыш ощущает себя полезным и важным, таким же, как мама.  Ваша задача - следить за безопасностью, направлять малыша и не ждать от него «взрослого» результата.

 * Воспитание ребенка - воспитание самого себя. Масару Ибука убежден, что родители сами виноваты в непослушании своих детей. Приказание - не лучший способ воспитания, особенно если оно исходит от бездействующих родителей. Типичная ситуация: мама за просмотром сериала или папа в кресле с газетой, раздающие ребенку задания: «Сделай это!», «Убери то!»

 Подобное воспитание Масару Ибука называет методом ленивого человека: «Если детям приходится напрягать все силы, в то время как взрослые делают десятую часть или даже половину того, что они могли бы сделать как родители, то ничего хорошего из этого не выйдет».

 Ребенок учится подражанием, и побудить его к деятельности можно только собственным примером.

 Мама - самая главная

 Ведущую роль в воспитании детей Масару Ибука отводит матери: «Отец может вырастить из ребенка гения, но только мать вырастит из него хорошего человека, органично сочетающего душевные и физические способности».

 Именно мать, вынашивая свое дитя, понимает и чувствует его как никто другой. Именно она формирует его интеллект, учит любви и уважению к окружающему миру. Лишь мама может определить, когда именно наступает время для нового опыта, и способна распознать желания малыша, не умеющего выразить их словами. В этом, по мнению Ибуки, состоит главная задача воспитания. Заставляя ребенка делать что-то против воли, можно подорвать его веру в себя.

 Методика Ибуки предполагает, что начинать заниматься с ребенком и его матерью необходимо через две недели после зачатия. Прежде всего беременная женщина должна окружить себя красотой и гармонией, созерцать произведения искусства и обязательно слушать классическую музыку («Пятую сонату» Бетховена). Установлено, что именно классическая музыка является приоритетной в развитии ребенка. А на третьем месяце беременности можно начинать учить малыша... говорить, ласково обращаясь к нему, читая книги вслух и четко произнося слова.

 Любое самообразование и расширение кругозора пойдет и матери, и ее крохе только на пользу. Однако в выборе системы раннего развития для своего ребенка Масару Ибука советует быть предельно осторожными и последовательными. Здесь важны твердость характера и уверенность в себе. Некоторые мамы, стремящиеся дать детям самое лучшее, бывают очень подвержены новым веяниям, следуя моде в воспитании детей, так же как и в манере одеваться. Но крайности могут нанести вред ребенку.

 «Матери должны выработать свой собственный подход к воспитанию, свободный от модных течений, штампов и облегченных методов», - пишет М.Ибука.

(Продолжение следует)
Выразить свое отношение: 
Теги: здоровье
Газета: Газета Аптечка