АККОР умерла, да здравствует АККОР?

В Ставрополе прошло XXI собрание фермеров.

Именно собрание, а не конференция и не съезд, как раньше называли свои форумы фермеры Ставрополья. Смена термина не случайна. К традиционному весеннему сбору вольные землепашцы пришли без краевой Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств, которая просуществовала 20 лет. Ассоциация была ликвидирована по решению суда.

Почему же погибла АККОР? Бывший её лидер Александр Анпилогов в своём докладе попытался объяснить ситуацию. Если вычленить суть из пространных рассуждений Александра Николаевича, то она до обидного банальна: АККОР стала полным банкротом.

Я давно наблюдаю за метаморфозами, происходящими в фермерском движении на протяжении последних 15 лет, и могу с уверенностью сказать, что роль ассоциации с каждым годом падала. Наверное, в этом были и объективные причины. Например, прекращение государственной поддержки, которая лишила АККОР функции распределителя кредитов и прочих материальных ресурсов. Превращение ассоциации в сугубо общественную организацию потребовало перестройки в работе, а её, увы, не произошло. Она не смогла стать полноценным консультационным центром, и роль клуба по интересам, где фермеры могли бы перенимать друг у друга опыт, тоже не приобрела. Для большинства вольных землепашцев она стала просто ненужной, потому и перестали платить взносы. Вина в этом лидеров фермерского движения, в том числе и Александра Анпилогова, очевидна.

К сожалению, в докладе этой самокритичной оценки дано не было. Анпилогов больше сосредоточился на критике краевой власти, которая, по его мнению, никогда не уделяла фермерскому движению должного внимания. Кстати, в былые годы Александр Николаевич был более лоялен к властям, что, может быть, не лучшим образом сказалось на авторитете АККОР среди фермеров. Теперь же он позволил себе несколько резких выпадов. Например, расценил открытие консультационного центра для малых форм предпринимательства при минис­терстве сельского хозяйства как попытку создать альтернативу ассоциации, которая частично и подорвала авторитет АККОР. Зачем нужно было создавать что-то новое, когда уже есть готовая структура для этих целей?

Докладчик не скупился на похвалы федеральному центру, назвав прошедший в Тамбове съезд фермеров историческим. Наконец-то власть повернулась лицом к вольным землепашцам! А что же власть краевая? – как бы между строк вопрошал фермерский лидер.

Действительно, у фермеров накопилось много претензий к министерству сельского хозяйства края. Об этом говорил чуть ли не каждый выступающий с трибуны собрания. Минсельхоз если и не ставит палки в колёса фермерству, то уж точно не отстаивает его интересы. По-прежнему ему милей крупные сельхозпредприятия.

Получить положенную по закону субсидию на удоб­рения, горючее – мука мученическая. На Ставрополье самая высокая в стране арендная плата за землю – 0,6 процента от кадастровой стоимости. В других регионах она – 0,2-0,3 процента. По этой причине Петровская районная ассоциация даже подала в суд на правительство края. Но он несколько раз откладывался, так как краевые чиновники не являлись на заседание.

Что же делать? Как дальше жить ставропольским фермерам?

Бессменный ведущий фермерских съездов председатель Петровской районной АККОР Виктор Пыленок призвал создавать новую ассоциацию. Он, Анпилогов и ещё несколько человек собираются выступить её учредителями. После того как она будет создана, в неё будут принимать по заявлениям всех желающих: районные АККОР, отдельные сельхозпредприятия, кооперативы, даже банки, которым Пыленок пообещал содействие в привлечении клиентов-фермеров.

Будет ли жизнеспособной эта организация? Думается, это произойдёт только в том случае, если в новую форму вольют новое содержимое.

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Сельское хозяйство
Газета: Газета Крестьянин