В бегах от собственных детей
Одна воспитываю ребёнка. Бывший муж платил на его содержание 530 рублей. Деньги нынче мизерные, но теперь и этого не получаю. Папаша наш «затерялся», хотя знакомые видят его в городе. Обращалась в собес: там лишь разводят руками. Как найти управу на таких вот отцов?
Л. ВОЙТЕНКО
г. Краснодар
Казалось бы, всё предельно просто. В соответствии с законом родитель, воспитывающий одного ребёнка, получает от бывшего супруга четверть его доходов. Двух и более – 35 процентов. Увы! «Гладко было на бумаге». Семь с половиной миллионов родителей уклоняются от этой обязанности. Недавно в Комитете Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей обсуждали, как их заставить выполнять родительский долг. В дискуссии кроме депутатов участвовали представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, Общественной палаты, аппарата Уполномоченного по правам человека, учёные.
Картина, сообщила заместитель председателя Государственной Думы Надежда Герасимова, весьма грустная. Средний размер алиментов – примерно 1600 рублей в месяц. В двадцати пяти процентах случаев он не превышает пятисот рублей. Отцы пускаются «в бега», занижают размер заработка, чтобы поменьше платить своему чаду. Иные вовсе маскируют доходы, имущество. Среди причин неуплаты на первом месте, конечно, личные качества должника. Аморальный образ жизни, алкоголизм, отсутствие работы, зачастую – и нежелание искать её.
Между тем у нас на каждые десять браков приходится шесть-семь разводов. То есть проблема не теряет остроты. Член Общественной палаты Александра Очирова предложила утвердить стандарт социальной безопасности ребёнка. Алименты в нём будут одной из составляющих.
Правда, их ещё надо взыскать. Судебные решения о выплате добровольно исполняют чуть больше трёх процентов должников. Свыше половины этих решений остаются на бумаге. В восьми процентах случаев невозможно найти злостного неплательщика. В Федеральной службе судебных приставов скопилось в прошлом году почти два миллиона исполнительных листов на взыскание алиментов. Направить их должникам по месту работы удалось лишь в каждом четвёртом случае. Потому что неизвестен адрес. Хотя и живёт «беглец», как и в случае с нашей читательницей, чаще всего в том же населённом пункте, где и его дитя. Существующих мер воздействия тут недостаточно. Редко применяется арест имущества.
– Есть же в законе соответствующая статья об уголовной ответственности? – недоумевали участники дискуссии.
– Она плохо работает. Во многом из-за того, что не конкретизировано понятие «злостности». К тому же посадить неплательщика в тюрьму – значит вовсе лишить ребёнка шансов на взыскание алиментов, – пояснила заместитель начальника правового управления Федеральной службы судебных приставов Наталья Салькова.
И предложила поправки в закон об исполнительном производстве. С тем, чтобы наделить службу, которую она представляет, более широкими полномочиями в розыске должника. Чётко прописать механизмы, порядок взаимодействия с органами внутренних дел. Поскольку розыск без доступа к соответствующим базам данных не будет успешным.
Но дети не знают этих проблем. Им нужны средства на жизнь. Участники дискуссии предложили принять закон, который бы устанавливал минимальный размер алиментов для несовершеннолетних. И ввести статью «Структура расходов на ребёнка». Если алиментов для её реализации недостаточно, суд будет решать, какие ещё средства надо привлечь. Правительству рекомендовано рассмотреть вопрос о создании государственного «алиментного фонда» – организации, которая имела бы средства для материальной поддержки детей. Пополнять свою казну фонд мог бы за счёт взыскания денег с неплательщиков. Возможно, с процентами. Подобные структуры успешно работают во многих странах. С Минфином ведутся переговоры о выделении на эти цели десяти миллиардов рублей.
– Как ещё «прищемить» злостного алиментщика?– спрашиваю председателя этого комитета Елену Мизулину.
– Введены ограничения на выезд за рубеж. Мера хорошая, но недостаточная. Предлагаем изменения в Уголовный кодекс. Карать исправительными работами сроком до одного года или арестом на три месяца.
Впрочем, выяснилось, что парламент располагает готовыми законопроектами на эту тему, но они пока не находят поддержки в Кремле и Белом доме.
г. Москва