Аграрии против системы
Минсельхоз РФ планирует освободить сельхозпроизводителей от новых дорожных сборов в системе «Платон».
С 15 ноября вступили в силу статья 31.1 ФЗ № 257 «Об автомобильных дорогах...» и постановление правительства № 504, которые ввели оплату за проезд по федеральным трассам для грузовиков с массой свыше 12 тонн. Чтобы внести оплату, водитель должен зарегистрироваться в системе «Платон», установить на свой грузовик специальное бортовое устройство (выдаётся бесплатно в центрах информационной поддержки) или приобрести маршрутную карту.
Сперва законодатели планировали взимать с водителей 3,73 рубля за каждый пройденный по трассе километр. Однако постановление правительства № 1191 от 3 ноября 2015 года снизило тариф более чем в два раза – до 1,53 рубля (действует до 29 февраля 2016 года).
Несмотря на то что о введении новых дорожных сборов было известно заранее (подготовка к этому велась с 2011 года), запуск системы «Платон» всё равно стал для многих водителей неприятным сюрпризом. 11 ноября по всей стране, и в том числе в Ростовской области, прошли масштабные забастовки дальнобойщиков. Колонна грузовиков расположилась на федеральной трассе М-4 «Дон» в районе Аксая.
Однако дело тут вовсе не в жадности или плохой информированности водителей грузовиков.
– Ко мне обратились представители компаний, осуществляющих грузовые перевозки, с жалобой на действия ООО «РТ-Инвест Транспортные системы», – заявил уполномоченный по правам предпринимателей в Ростовской области Олег Дереза. – Транспортные компании зарегистрировались в системе «Платон», однако учреждение, которое является оператором этой системы, не успело поставить в регион необходимое количество бортовых устройств. Таким образом, водители грузового транспорта просто не могут выполнить требования законодательства.
Следует отметить, что центр информационной поддержки «РТ-Инвест Транспортные системы» в Ростовской области только один, он находится в донской столице. Компания сообщила, что в первый же день открытия водители занимали здесь очередь с 7:30.
Начальник отдела по обеспечению деятельности уполномоченного по правам предпринимателей в Ростовской области Яна Куринова также пояснила, что в рамках системы «Платон» возникает ряд дополнительных сложностей для водителей грузового транспорта. Например, они не могут в случае необходимости отклониться от маршрута. Олег Дереза направил письма в адрес ООО «РТ-Инвест Транспортные системы» и в адрес уполномоченного по правам предпринимателей в РФ с просьбой инициировать отсрочку введения оплаты.
В ответ на массовые забастовки правительство РФ пошло на уступки: пресс-служба Минтранса распространила заявление первого замминистра Евгения Дитриха о том, что штрафы за неуплату сборов не будут взиматься до 1 мая 2016 года. По факту, это и есть отсрочка. Но освобождение от штрафов не действует в Московской области. Штрафы за неоплату проезда согласно ст.12.21.3 КоАП РФ составляют 5 тысяч рублей для водителя, 40 тысяч рублей для должностных лиц и ИП, 450 тысяч рублей для юридических лиц.
В категорию грузового транспорта с массой свыше 12 тонн попадает часть автомобилей, занятых в сельскохозяйственном производстве: зерновозы, молоковозы и скотовозы. С просьбой отменить введение оплаты аграрии обращались в комитет по аграрным вопросам Годумы РФ и Министерство сельского хозяйства РФ. Заместитель председателя комитета Надежда Школкина высказалась за отмену дорожных сборов («Крестьян защитит мораторий», № 44 от 4 ноября 2015). На днях Министерство сельского хозяйства РФ заявило о том, что прорабатывает предложение об освобождении от нового дорожного сбора сельхозпроизводителей.
Национальный союз производителей молока и Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) подсчитали, что введение платы с 12-тонников приведёт к росту цен на продукты и инфляции на 2%.
В свою очередь, руководитель Росавтодора Роман Старовойт уверен, что заметного подорожания продуктов в связи с введением нового сбора не будет.
– 20-тонная фура возит молоко на расстояние 100 км, и стоимость доставки 20 тысяч пакетов молока на это расстояние обходится в 3 тысячи рублей. С введением дополнительного сбора в 1,53 рубля за км цена доставки составит 3,153 тысячи рублей, а при сборе в 3,06 рубля/км – 3,306 тысячи рублей. Если литр молока в среднем стоит 60 рублей, то с новым сбором по тарифу 1,53 рубля за км его стоимость увеличится меньше чем на одну копейку (0,76 копейки), по тарифу 3,06 рубля за км его стоимость увеличится на полторы копейки (1,53 копейки), – привёл он свои расчёты.
Следует отметить, что помимо нового дорожного сбора водители грузового транспорта уже оплачивают вред дорогам в соответствии с постановлением правительства № 934. Независимо от принадлежности дороги – федерального, регионального или муниципального значения – грузовики, масса которых превышает допустимые осевые нагрузки, должны оформлять специальные разрешения и оплачивать вред дорогам. Но для сельхозпроизводителей, чьи переезды целиком и полностью зависят от капризов погоды, оформление специальных разрешений – неоправданно сложный процесс и этим мало кто пользуется. Нарушители оплачивают штрафы по ст.12.21.1 КоАП РФ.
– Если государство считает, что необходимо привлечь дополнительные средства на ремонт дорог, я считаю, что достаточно повысить транспортный налог для этой категории транспортных средств, – говорит председатель СПК «Колхоз им. Шаумяна» Хачатур Поркшеян. – Когда деньги поступают в бюджет, а не в частную компанию, больше гарантий того, что они будут учтены и пойдут по назначению.
При помощи системы «Платон» планируется собирать до 50 млрд рублей ежегодно.