Государство обделило больных и матерей

На фоне природных катаклизмов и январского расслабления страна почти не отреагировала на важнейшее изменение законодательства, резко ухудшившее положение всех работающих граждан. С подачи Фонда социального страхования был принят закон № 343-ФЗ, внёсший поправки в закон от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». Они резко сократил размеры пособий за счет ФСС.

Точнее, кое-что всё-таки заметили будущие мамы из числа наиболее грамотных. Просчитав по новому закону суммы декретных пособий и пособий по уходу за ребёнком, они обнаружили, что по сравнению с расчётом по старым правилам их уменьшение составило от 20-30% до нескольких раз. В результате в нескольких городах прошли вялотекущие митинги против новаций. Однако освещавшие их СМИ даже не заметили того, что точно так же оказались урезанными обычные пособия по временной нетрудоспособности, а это уже поднимает уровень совершённой диверсии до общенационального.

Организаторы

Представители Фонда социального страхования в последние годы не раз жаловались, что его расходы возросли из-за оплаты пособий по необоснованным документам – липовым больничным, искусственно завышенным заработкам матерей перед декретным отпуском и

т. п. Нельзя не согласиться с тем, что такое действительно происходит. Однако что-то не слышно о медиках, посаженных за торговлю больничными, и наказанных хитрых руководителях предприятий. Хотя случись такие наказания, информация о них была бы действенным средством профилактики подобных нарушений. Но это сколько же совести и политической воли нужно, чтобы таким образом наладить экономию средств ФСС! Дефицит у власти этих качеств и привел к тому, что сэкономить решили привычным путём – за счёт граждан.

История принятия новых нормативов, представленная на сайте Госдумы www.duma.gov.ru, читается как захватывающий триллер. Финансово-экономическое обоснование поправок представлял в Госдуму её Комитет по труду и социальной политике. Были предложены пути пополнения доходной части бюджета ФСС и экономии на расходах.

Рост доходов обеспечили тем, что обязали работодателей платить взносы в ФСС на выплаты, сделанные физическим лицам (не индивидуальным предпринимателям) по договорам гражданско-правового характера (договорам подряда). Работодателей, конечно, жалко, но такая уж у них доля – нести бремя социальной ответственности. Зато физлица-подрядники теперь будут иметь право на оплату больничных и других пособий из ФСС наравне с работниками по трудовому договору. Кроме того, работодатели из своих средств будут оплачивать первые три дня больничного вместо прежних двух (пособия по уходу за больным членом семьи по-прежнему будет полностью оплачивать ФСС). Дополнительный день обойдётся российским работодателям в 12,1 млрд рублей.

Другим источником повышения доходов станет ежегодная индексация предельной суммы для начисления работодателями страховых взносов. В 2010 году это было 415 тыс. рублей, в 2011-м – 463 тыс. рублей. В совокупности эти меры должны уже в 2011 году принести ФСС дополнительно 3,2 млрд рублей.

А вот для сокращения расходов была проявлена значительно большая изобретательность. Предполагалось установить трудовой стаж, с которого начинается 100-процентная оплата больничных, в 15 лет вместо действующих 8 лет. Экономия должна была составить 10,6 млрд рублей. Однако эту поправку депутаты отклонили уже в первом чтении как наиболее антинародную. Стремление уменьшить больничные проглядывало в ней слишком явно даже для неподготовленного населения.

Способ совершения

Эффективным способом отъёма денег стало изменение правил расчёта среднедневного заработка, на котором основан расчёт пособий. Напомню, что до 2010 года включительно при таком расчёте положено было заработок работника за 12 месяцев, непосредственно предшествовавших месяцу назначения пособия, разделить на количество календарных дней, включающих отработанный период. То есть если в каком-либо месяце человек отработал, например, 9 рабочих дней, то необходимых для расчёта календарных дней брали 11 (9 плюс 2 выходных). Таким образом, для получения средней цены календарного дня заработок за 9 дней делили на 11, и так за все 12 месяцев. Получалось, что дни болезни, ухода за ребёнком, отпусков без содержания не уменьшали расчётный среднедневной заработок.

Теперь уменьшают. По новым правилам в расчёт среднедневного заработка нужно включать зарплату за два последних полных календарных года (с 1 января по 31 декабря). Это означает, что при начислении больничных или других пособий в любом месяце 2011 года в расчет войдут только заработки 2009 и 2010 годов. Как бы ни выросла зарплата работника в 2011 году, она будет учтена только при начислении пособий с 2012 года.

Двухлетний заработок теперь нужно делить всегда на 730 дней, независимо от фактически отработанного времени. Если результат в пересчёте на среднемесячную сумму получился меньше МРОТ, то годовым заработком будет считаться МРОТ х 12.

Меньше всего от новых правил пострадают те, кто не имел за два года перерывов в трудовом стаже, больничных и прочих неоплачиваемых периодов. Кто же попал под удар нового закона? Все, у кого последние два года были не безоблачными: люди некрепкого здоровья (как правило, немолодого возраста); матери с часто болеющими детьми; уволенные на волне кризиса работники, не сразу нашедшие новую работу; молодёжь, начинающая трудовую деятельность после завершения образования. Таким образом, государство снизило уровень социальной защиты целенаправленно именно для самых незащищённых слоёв населения. Забавно на фоне этих решений слушать разглагольствования наших политиков о намерении поддержать матерей, детей и малоимущих!

Сколько взяли

Принятые нормативы при всём желании не удаётся рассматривать в интерпретации «хотели как лучше». Вовсе не хотели, и даже вид сделать не пытались! Авторы законопроекта с самого начала были ориентированы именно на такой социально-экономический результат. Это видно из финансово-экономического обоснования законопроекта.

Без рассматриваемых новаций расходы ФСС на оплату больничных должны были в 2011 году составить около 199,8 млрд рублей. В результате введения двухлетнего расчетного периода получатели больничных недосчитаются 38,5 млрд рублей, то есть в среднем 19%. Но это в среднем! Кто-то и вовсе не заметит уменьшения, а наиболее невезучие получат меньше в разы.

Пособия по беременности и родам по старым правилам могли составить 73,3 млрд рублей, а теперь будут сокращены на 10,1 млрд рублей (14%), по уходу за ребёнком от 84,6 млрд рублей на 3,5 млрд рублей (4%). В целом государство планирует сэкономить на нас в 2011 году 52,1 млрд рублей.

Чистосердечное раскаяние

Прохождение закона № 343-ФЗ было обставлено бурными дебатами, в которых слово «антинародный» было далеко не самым крепким эпитетом со стороны оппозиции. Однако там, где единство мнений было нужно, его, разумеется, обеспечили. Но после акций общественного возмущения по команде сверху «единое» мнение большинства мгновенно сменилось на противоположное. В результате думская фракция «ЕР» внесла предложение на 2011 год сохранить за получателями пособий по беременности и уходу за ребёнком право на расчёт пособий по старым правилам, если это даст лучший результат. Про больничные там ни слова.

Какие заботы добавились

Получателям любых пособий за счет ФСС нужно собрать справки о заработке со всех мест работы за 2009 и 2010 годы. Минздраву поручено разработать особую форму такой справки. Она не будет совпадать с привычной 2-НДФЛ, поскольку в последнюю могут быть включены доходы, не облагаемые страховыми взносами и поэтому не используемые при расчёте больничных. Пока же утвержденной формы нет, несём кто что может. Надеюсь, у Минздрава хватит грамотности не изобретать свою форму справки, а воспользоваться стандартной индивидуальной карточкой учёта страховых взносов.

В будущем при увольнении следует позаботиться о справке за два года сразу. Работодатели обязаны ее выдать и несут ответственность за её правильность. Припишут заработок – придётся возместить ФСС излишне начисленную сумму пособия, да и в Кодексе об административных правонарушениях найдётся подходящая статья для наказания.

Если прежний работодатель уже успел исчезнуть, то сведения о прежних заработках должен запросить нынешний работодатель у Пенсионного фонда. Порядок такого запроса и обязанность на него реагировать пока не установлены. Если сведения за два года добыть не удалось, то сумма пособия будет рассчитана, как если бы заработок составил ежемесячно один МРОТ. Однако когда справка всё же появится, пособие должно быть пересчитано, но не более чем в пределах трёхлетнего срока давности.

Особая почва для конфликтов создана тем, кто работает не в одном месте. Например, человек имел в 2009 и 2010 годах двух разных работодателей, а в 2011 году остался лишь один из них. Закон № 343-ФЗ устанавливает, что оставшийся работодатель должен начислять больничные на основании справок с двух мест, то есть за себя и за того парня. Понятно, что денег ФСС ему для своего работника не жалко, однако первые-то три дня этот работодатель обязан оплачивать за свой счёт. Очевидно, что редкий хозяин захочет принять в расчёт чужую справку о заработке своего работника на стороне, увеличивая тем самым свои расходы. В итоге пострадает работник.

Как это понимать

Столь масштабное наступление государства на социальное обеспечение граждан предпринято впервые за много лет. До этого нас последовательно убеждали в заботе власти о повышении рождаемости, причем не только словами, но и делом: неплохо сработали 40-процентные пособия по уходу за ребёнком, материнский капитал. И вдруг такое! Логичные объяснения случившегося в голову не приходят. Но в результате возник наглядный пример того, как расходятся с делом слова наших правителей о приоритете социальных программ.

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Экономика
Газета: Журнал Деловой крестьянин