Почему буксует "дачная амнистия"? (Крестьянин №22)
В сентябре 2006 года вступил в силу закон об упрощении процедуры оформления прав собственности на землю. В просторечии - дачная амнистия. Однако связанные с нею надежды населения не оправдываются. Почему? Причин множество. Их пытались выяснить участники заседания «круглого стола», состоявшегося в Комитете Государственной Думы по аграрным вопросам. К обсуждению были приглашены свыше ста тридцати представителей регионов, а также обеих палат парламента, министерств, ведомств, учреждений науки.
Проблема, действительно, архиважная. По данным, которые привел заместитель директора департамента Министерства сельского хозяйства Александр Рассказов, сегодня у нас 14,2 миллиона садоводческих и дачных участков. Под ними около 1,3 миллиона гектаров. Общая численность тут занятых, вместе с членами семей, составляет примерно половину населения России.
Закон, конечно, сыграл свою роль в развитии этого сектора, но не устранил главных препятствий: сложности оформления документов, дороговизны этих услуг. В то же время растут налоги на землю, другие платежи.
Что из себя представляет, например, план земельного участка? Нарисованный на бумаге квадратик. Без него, однако, не получить свидетельство о праве собственности на землю. И за такую нехитрую «картинку» владелец шести соток должен заплатить в среднем от полутора до трех тысяч рублей. Дешевле не получится. Составление кадастровых планов государство не финансирует. Значит, не может быть и речи о «бесплатной» дачной амнистии.
Сергей Мирошниченко, начальник управления «Роснедвижимости», предложил выполнять работы по установлению границ «за счет каких-то консолидированных средств различных бюджетов». Чем вызвал бурную реакцию зала.
- Сергей Георгиевич, вы, случаем, не пошутили? Где искать консолидированные средства?
- Вы не так меня поняли. Согласовывать границы участков должны садоводы между собой.
- У себя, наверху, получше все согласовывайте. Мы собственными руками сделали плодородной пашней овраги, карьеры, болота. Нет, чтобы за это заплатить, так с нас же берут налог. Да еще при оформлении собственности десятки согласований. Планировка застройки, картография, радиационная обстановка. На все нужны справки. Заплати за них - девочка в конторе нужную бумажку подпишет, не выезжая на объект. Дальше - межевание. Опять деньги. И не тысяча рублей - вы отстали от жизни. Лично я отдал за свой участок шесть тысяч.
С. Мирошниченко:
- Я сказал: тысяча, если делать всем вместе.
- Вместе выйдет еще больше. В общей сложности, за все про все - около пятнадцати тысяч рублей. Где их возьмет пенсионер, инвалид? Между тем Кудрин не знает, куда деньги девать, прячет их в Америке. Идите к нему, требуйте. Это же ваша работа. Местные власти ни копейки не дают. У них и своих проблем хватает.
С. Мирошниченко:
- Десятки согласований - как раз их инициатива. Ни один федеральный закон этого не предусматривает. Межевание - услуга рыночная. Госструктуры ею не занимаются. Да, раньше была упрощенная процедура оформления. В начале девяностых всем выдали бумажки. Ну и что? На один участок могут претендовать пять, шесть человек.
- Сергей Георгиевич, признайтесь: это ваш первый контакт с живыми представителями садоводческих объединений?
С. Мирошниченко:
- Я, знаете ли, не на луне живу. Сам из тех же садоводов.
- Тогда признайте честно: процедуру оформления собственности этой дачной амнистией не упростили, а усложнили. Поезжайте, к примеру, в Подмосковье, Наро-Фоминский район. Там уже в пять утра люди стоят за справками. Местные жители на этом даже бизнес делают. Придут пораньше, займут очередь, потом продают ее по двести рублей за место. На получение нужных бумаг уходит минимум три месяца.
С. Мирошниченко:
- По закону время рассмотрения таких дел - месяц. Кто-нибудь из вас хоть раз в суд обращался?
- А зачем судиться? Надо упростить оформление, чтобы не посещать множество контор. Сколько их: «Росприроднадзор», «Росрегистрация», «Роснедвижимость»... Сплошные «росы», а «урожая» от них нет.
Роман Строков, начальник отдела Федеральной регистрационной службы попытался сгладить ситуацию:
- За время дачной амнистии рассмотрено свыше 250 тысяч заявлений о регистрации прав собственности на земельные участки и объекты недвижимости. А снижение с первого января 2007 года госпошлины за эту услугу с пятисот до ста рублей увеличило число обращений в 2,5 раза. Наши территориальные органы помогают гражданам собрать и правильно оформить необходимый пакет документов. Тем не менее, за полгода принято 960 решений об отказе в регистрации.
Основные причины, по словам Р. Строкова, - непредоставление кадастровых планов, неточности при их оформлении, либо документы выданы органами, лицами, не уполномоченными распоряжаться земельными участками, и так далее. Но это всего лишь 0,4 процента общего количества обращений. Так что предварительная работа с населением дает неплохие результаты.
Председатель Московского межрегионального союза садоводов Андрей Туманов призвал коллег не ругаться с тем же Минэкономразвития, а договариваться со всеми структурами, находить взаимопонимание. Он и его соратники создали при губернаторе области совет по земельным отношениям. КПД его пока невысок, но подвижки есть. Открыли приемную. Люди сюда приходят, получают консультации, конкретную помощь.
Но кто и как поможет им отбиться от постоянно растущих поборов со стороны государства, коммерческих структур? Об этом - в следующем номере.
Александр Демидов,
наш соб. корр.
г. Москва