«Домодедово»: от тьмы до взрыва — один месяц
Мы живем в век технического прогресса. Общаемся по скайпу, ездим на усовершенствованных авто, летаем самолетами. Повсюду нас окружают технические средства, и мы уверены, что если что-то случится – мы всегда будем в безопасности. Люди сами создали себе эту сказку, и искренне удивляются тому, что иной раз в нашем мире менее безопасно, чем в эпоху отсутствия технических средств. Наглядным примером стал за последний месяц аэропорт Домодедово.
Честно говоря, такого я еще не видела. Сначала, когда 26 декабря 2010 года во всем аэропорту Домодедово выключили свет, это не вызвало у меня беспокойства. Все спокойно ждали, теша себя мыслью, что это пустяк, ведь это же огромная система международного уровня! Наверняка всё скоро отремонтируют и возобновят работу. Спустя 4 часа эти мысли стали более призрачными. Только одно не позволяло уехать из здания аэровокзала – надежда, ее у русского народа всегда было в достатке. Руководство это знало и пользовалось этим. О совести говорить не приходится, учитывая тот факт, что первое заявление директор аэропорта произнес только в 7 вечера. Теперь мысли были совсем другими: как могла эта огромная система международного уровня так запросто выйти из строя? Ответа не последовало. Вместо сухих пайков и воды было подано любимое блюдо правительства – оправдания под соусом извинений. А мы что? Мы понимаем. Снег, дождь и минусовая температура зимой – это для нас нонсенс. Кто же мог знать, что предупреждения синоптиков окажутся правдой, а погодные условия – форс- мажорными обстоятельствами? Помнится, у нас и торфяники летом никогда не горят. Так что двое суток в аэропорту, сон на полу, отсутствие помощи и информации – это стандартная процедура, которую необходимо пройти, чтобы попасть в пункт назначения. Проверка на прочность так сказать.
Не особо была удивлена, когда вернувшись через неделю в Москву, все в том же аэровокзале обнаружила столпотворение людей и продолжение беспредела, слава Богу, со светом. Все мечтают о компенсации: кто за сорванные новогодние праздники, кто за деловые встречи, а кто просто из принципа. Если человек приобретает билет и не может улететь (задержка рейса), максимальная компенсация - 20 рублей за час задержки плюс компенсация затрат и причиненный моральный ущерб (приблизительно 2000 руб.) Платить должна авиакомпания. Обычно люди, имеющих турпутевки, могут надеяться на более значительную компенсацию, как в одном из интервью на портале Rb.ru отметил юрист Общества прав потребителей Дмитрий Лесняк. Самое важное – это документы, справки о задержке рейса с указанием времени, билеты, свидетели. Все это у нас было. Но это Россия и никаких возмещений пассажирам предоставлено не было. Продемонстрировать несовершенство управления, в критической ситуации показать все системные ошибки, и пообещать их исправить – это они умеют. Думать о людях им некогда.
24 января в аэропорту Домодедово произошел теракт. Сон на полу и отсутствие комфорта теперь кажутся невинной шуткой. По последним данным от взрыва в зоне прилетов международных рейсов погибло 35 человек, 180 ранены, 40 из них находятся в очень тяжелом состоянии. Причиной взрыва стала бомба, приведенная в действие террористом- смертником, который прибыл в зал прилета под видом встречающего. Мощность взрывного устройства составила от 2 до 5 кг в тротиловом эквиваленте. Взрывное устройство было безоболочным и начинено поражающими элементами в виде кусков проволоки. Вопросов еще больше, чем месяц назад. Как при таком количестве современных устройств, метало- детекторов и охраны, в здание, с проходимостью в несколько тысяч человек, в этот огромный транспортный узел, смогли пронести взрывчатку? Почему террорист, несущий угрозу для жизни мирных граждан, оказался незамеченным? Вразумительных ответов еще меньше. Правительство не любит отвечать, оно любит действовать! Оно любит усиливать охрану после подсчета жертв, выплачивать компенсации семьям погибших, навещать раненых в больницах, начинать заседания с минуты молчания и принимать соболезнования от других стран. А еще обещать. Обещать непременно разобраться с проблемой, покарать бандитов и отомстить за народ. «Нам придется ввести существенно более жесткую систему, именно такую тотальную проверку», — заявляет глава государства Дмитрий Медведев. Проблема в том, что ее почему-то вводят только после очередного террористического акта, и то ненадолго, пока страсти не улягутся. Безопасность – это процесс, а не результат. Усиление охраны должно быть постоянным и непрерывным, проверки должны осуществляться как можно чаще. Только вот наше правительство это вряд ли поймет. У него сейчас есть дела поважнее: провести заседания, уволить должностных лиц, издать новые законы. Ну и преступников ликвидировать, если время останется.
26 января официально объявлено днем траура по погибшим в результате теракта в аэропорту Домодедово. Еще это день траура по нашей защите. Ее у нас никогда не было, да и не будет. Примите мои соболезнования.
Юлия Шабля