Служба судебных приставов. Долг платежом неприятен
Семь миллиардов рублей взыскали судебные приставы с жителей Дона в течение 2010 года.
О ТОМ, как они это делали и как будут делать впредь, рассказал на встрече с журналистами, прошедшей в ростовском пресс-центре «Комсомольской правды», Игорь Рудаков, заместитель главного судебного пристава Ростовской области.
В этот Новый год многим неплательщикам не повезло: их отловили в аэропорту и сильно попортили новогодние планы. По действующим на сегодня правилам граждане, за которыми числится долг (невыплаченный кредит, налоги, алименты и т. д.) автоматически становятся невыездными.
– Мы предупреждали должников заранее, – говорит Игорь Рудаков, – но у многих из них всё же сорвались поездки.
– А может человек расплатиться на месте и улететь?
– Наши приставы дежурили в ростовском аэропорту. Те, кто улетал внутренним рейсом, могли заплатить на месте, а пассажиры, отбывающие за рубеж, – нет. Впрочем, если от поездки зависит жизнь или здоровье человека, то мы идём навстречу и помогаем ликвидировать долг в экстренном порядке. А если речь идёт просто об отдыхе, то платёж идёт обычным путём и доходит до получателя в среднем только через две недели.
– Допустим, человек имел долги, но расквитался с ними. Что нужно сделать, чтобы быть уверенным, что не попадёшь в неприятную ситуацию в аэропорту или ещё где-то?
– Нужно получить на руки постановление об окончании производства по вашему делу. Но все формальности занимают опять-таки около двух недель. Так что побеспокоиться об этом нужно заранее.
– Со злостными неплательщиками всё ясно. Но ведь человек может и не знать, что на нём висит долг. А кто-то и вовсе попадает в список должников по ошибке. Как я могу узнать, не числится ли за мной долг?
– Можно позвонить нам по телефону «горячей линии» (863) 262-44-98. Можно прийти на приём в нашу районную службу. А можно воспользоваться терминалом платёжных служб Qiwi или ComePay. С их помощью мы уже привыкли оплачивать сотовую связь и другие услуги. Но там есть и окно Федеральной службы судебных приставов. Если вы наберёте свои персональные данные, то увидите сумму долга – если он есть. С помощью этого терминала вы можете тут же и расплатиться.
– Я платил через ComePay за кабельное ТВ. Деньги ушли, а платёж так и не поступил. И телефон, указанный в квитанции, не отвечает..
.
– Обращайтесь в офис компании.
– У них офис – в Сальском районе...
– И всё же прохождение платежа отслеживают именно они. Но вообще-то через эту платёжную систему у нас прошло уже более 16 миллионов рублей. До сих пор особых проблем не было.
– Какую комиссию берут владельцы платёжных систем?
– Каждая компания по-своему. Но в среднем – около трёх-четырёх процентов.
– Часто ли ваши приставы сталкиваются с открытым сопротивлением?
– Практически каждый день. То жена должника исцарапала лицо приставу, то дочка с ружьём подоспела на помощь. Всякое бывает.
– Но и ваших приставов ловят на взятках. Как часто это бывает?
– В прошлом году 48 человек привлекли к уголовной ответственности за взятки и превышение должностных полномочий. Этим занимается наша служба собственной безопасности.
– Человек может стать должником не по своей вине. Мало ли какие могут быть обстоятельства: пожар, болезнь или смерть кого-то из близких... Можно ли рассчитывать на отсрочку в подобных случаях?
– Да, суд может учесть все эти обстоятельства и дать должнику отсрочку. Но для этого требуется заявление, подкреплённое документами.
– Говорят, вы скоро будете отлавливать должников прямо на дорогах...
– Да, в этом году мы будем вводить систему «Дорожный пристав», уже действующую в Санкт-Петербурге. Работать будем вместе с сотрудниками ГИБДД – сначала в Ростове, а затем и на территории Ростовской области. У злостного неплательщика прямо на месте могут в счёт долга забрать автомобиль. Я думаю, это хорошая воспитательная мера: она поможет не только взыскать долги, но и предупредить их появление.