Фермер любит эксперименты

На фото: первое помесное поколение

Бывшее ЛПХ может стать племенным хозяйством.

ФЕРМЕР Давлет Псевнуков за полвека жизни многое повидал. Был военным моряком, сотрудником МВД. Когда уволился из органов, решил заняться сельским хозяйством. Выходец из черкесского аула, он никогда не порывал связей с малой родиной, а крестьянский образ жизни всегда был ему близок и дорог.

Начинали с личного подсобного хозяйства – небольшой семейной молочной фермы. Набираясь опыта, Давлет Аслангериевич пришёл к мысли отказаться от молочного животноводства в пользу мясного.

За шесть лет Псевнуков добился хороших результатов. Сейчас в его гурте более 300 голов крупного рогатого скота, а личное подсобное хозяйство превратилось в фермерское.

Нужно три поколения

Давлет Псевнуков везёт меня на пастбища в окрестностях станицы Николаевской, где пасётся его скот. По дороге проезжаем ферму, где половина территории занята рулонами сена.

– Это наша ферма, – говорит Давлет Аслангериевич, – взяли её в аренду у развалившегося хозяйства с последующим выкупом. Теперь это наша собственность. Много средств вложили, чтобы привести её в порядок, но не жалеем. Надо и людям, и животным создать нормальные условия, к тому же это отличная залоговая база. А кредитами пользуемся. Сена, слава Всевышнему, заготовили достаточно – тысячу рулонов, ещё полторы тысячи – соломы.

Когда «Нива» забралась на высоченный бугор, взору открылись обширные пастбища. Вдали показалось стадо.

gereford.jpg– Начинали мы с калмыцкого скота, – рассказывает Псевнуков. – Он неприхотлив, может добывать прокорм в степи круглый год. И мясо у него качественное – мраморное. Но нрав очень крутой, я бы сказал – дикий. Даже волки калмычек боятся. К тому же наши пастбища гораздо богаче калмыцких степей, вполне способны прокормить более требовательных к содержанию животных. Вот мы и решили разбавить стадо герефордами. Племенные быки этой породы покрывают «калмычек». Первое помесное поколение уже подрастает.

Давлет Аслангериевич оживился, как только мы подъехали к стаду. Стал показывать, где чистопородный скот, а где помесный. Сразу видно, попал человек в свою стихию.

– Да, мне очень интересно заниматься этой работой. Делаю это не только ради денег, но и для души. Вот, видите, белые лбы, и шерсть на них курчавится – это кровь герефорда верх взяла. А вон рога длинные, и красный цвет преобладает – это калмыцкие гены. А вон чистопородный герефорд. Какой красавец! Снимай скорее!

Фермер поясняет, что если покрывать калмыцких коров бычками-герефордами, то через три поколения английская кровь (а герефорды были выведены в Англии ещё в XVIII веке) полностью вытеснит калмыцкую и получится чистопородный герефорд. В условиях Успенского района содержание герефордов экономически эффективней, потому и взят курс на преобладание в стаде этой породы.

– А зачем такой длинный путь проходить? Не проще было купить сразу и бычков, и тёлочек герефордской породы?

– Проще, конечно, но гораздо дороже. Мы решили действовать по пословице: тише едешь – дальше будешь. Да и интересно самим результат получить. Племенная работа – увлекательное занятие.

Не вложишь – не возьмёшь

За шесть лет занятия мясным скотоводством Псевнуков в этом году первый раз сдал животных на мясокомбинат в Армавире.

– Мы не гонимся за скорой прибылью, пока больше вкладываем, чем получаем. Но это нормальный принцип для легального бизнеса: «Не вложишь – не возьмёшь». Живём больше за счёт земледелия. У меня 300 гектаров земли. В прошлом году стал лидером среди фермеров района по урожайности. Часть зерна продаём, а почти половину пускаем на корм. Сочетание зернового производства и животноводства – идеально для любого сельхозпредприятия. В этом залог успеха и стабильности.

Стабильности способствует и государственная поддержка мясного и племенного животноводства, действующая на Кубани. За каждый килограмм мяса, сданного на перерабатывающие предприятия края, Псевнуков получает семь рублей дотации.

– Я и не ищу других покупателей, кроме официальных, – признаётся Псевнуков, – например, сдал в Армавир животных по 75 рублей за кило живого веса, а с дотацией получилось по 82. Перекупщик мне больше всё равно не даст. Зачем голову морочить, если можно всё сделать культурно и законно? Дотации получаем в течение двух недель.

Стимулируется и закупка племенного скота. В ближайшее время фермер должен купить 43 герефорда. На это уйдёт около двух миллионов рублей. Государство возместит ему 1,7 миллиона. Неудивительно, что при такой поддержке Псевнуков не боится экспериментировать. В ближайшее время планирует закупить на Ставрополье племенных лимузинов. Этот скот даёт ещё большие привесы, чем герефорды, хотя более требователен к содержанию и кормлению. Но накоп­ленный опыт и господдержка вселяют уверенность в своих силах.

– После того как получим чистых герефордов, будем добиваться статуса племрепродуктора, – раскрывает свои планы Давлет Аслангериевич. – Надеемся, что знаний и упорства у нас хватит. А торговать племенным скотом гораздо выгодней, чем мясным. Если за килограмм живого веса товарного скота дают 80 рублей, то за кило племенного – 200. Согласитесь, игра стоит свеч.

ст-ца Николаевская, Успенский р-н, Краснодарский край

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Спецрепортаж
Газета: Газета Крестьянин