Сюрприз от президента
В телегу земельной реформы закон «впрягает» местную власть.
В конце минувшего года, 29 декабря, президент Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения».
Авторы модернизированного нормативно-правового акта обещают, что их тексты наконец-то «наведут порядок в земельных отношениях». И прежде всего за счёт невостребованных земельных долей.
Что это за доли?
На вопрос отвечает пункт 1 дополнительной статьи 121: «Невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трёх и более лет подряд...»
А также пункт 2 статьи 121: «Невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых... решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники...»
Чтобы вытащить телегу земельной реформы из коррупционного болота, законодатель решил «впрячь» в неё муниципальную власть.
В пунктах 3-8 «спасительной» статьи 121 и в дополнительном пункте 4 статьи 12 изложен порядок действий органа местного самоуправления:
- составляет список невостребованных земельных долей;
- публикует список (и перечень собственников) невостребованных долей в СМИ и размещает список на своём официальном сайте в сети «Интернет» не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности;
- размещает список на информационных щитах на территории муниципального образования;
- организует общее собрание участников долевой собственности;
- представляет список невостребованных земельных долей на утверждение общему собранию участников долевой собственности;
- рассматривает письменные возражения лиц, считающих, что принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных;
- исключает земельные доли указанных лиц из списка невостребованных;
- самостоятельно утверждает список невостребованных долей, если общее собрание участников долевой собственности в течение четырёх месяцев со дня опубликования списка не приняло решения по вопросу о невостребованных долях;
- обращается в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные невостребованными;
- не позднее чем в течение одного месяца со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю публикует в СМИ и размещает на своём официальном сайте в сети «Интернет» информацию о возможности приобретения земельной доли;
- устанавливает цену земельной доли как произведение 15 процентов кадастровой стоимости одного квадратного метра доли и размера её площади;
- в течение шести месяцев со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю продаёт её сельскохозяйственной организации или КФХ, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности;
- выделяет земельный участок в счёт земельной доли или земельных долей, если в течение года никто из указанных лиц не заключил договор их купли-продажи.
Таким образом, если земельные доли, перешедшие в собственность органа местного самоуправления, не раскупят, межевать их придётся местной власти. Впрочем, Валентин Денисов, председатель комитета Госдумы по аграрным вопросам и одновременно один из авторов «аврального» закона, надеется, что муниципалитетам перейдёт 22 миллиона гектаров невостребованных долей. И от их продажи местные бюджеты получат 55 миллиардов рублей. А затраты на проведение собраний, межевание и кадастровый учёт не превысят 9 миллиардов.
Все эти мероприятия с невостребованными земельными долями можно было включить в Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», который вступил в силу 27 января 2003 г. Возможно, тогда бы не пришлось раз за разом переносить сроки межевания... И ведь были все предпосылки. Определение невостребованных земельных долей появилось ещё в 1995 г. в «Рекомендациях о порядке распоряжения земельными долями и имущественными паями». А Указ президента РФ № 337 от 07.03.1996 г. «О реализации конституционных прав граждан на землю» прямо предписывал порядок действий с невостребованными земельными долями. В том числе с участием органа местного самоуправления.
Почему же через семь лет невостребованные доли оказались невостребованными законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», можно только гадать.
Но лучше поздно, чем никогда.
В 2001 г. во 2-м номере «Крестьянина» была опубликована статья «Мёртвые души земельной реформы». В материале речь шла о ЗАО «Кисляковское» в Кущёвском районе. В этом хозяйстве треть используемой земли (1002 пая, 6032 га) состояла из невостребованных земельных долей. Доли есть, а собственников нет...
И такая картина во многих хозяйствах. Так что местным властям предстоит нелёгкая борьба за невостребованные доли. Но игра стоит свеч. Не трудно догадаться, что именно они определяют теневой рынок зерна, питательную почву для аграрной коррупции.