Земля в наследство... спустя 15 лет

Пятнадцать лет тому назад умер престарелый - 84 года - Антон Ефремович Лысенко, пенсионер бывшего колхоза, потом КАП - коллективного аграрного предприятия, потом СПК, а ныне ООО «50 лет Октября», что в селе Марьевка  Матвеево-Курганского района. Осталась у него единственная наследница - дочь Валентина Ткаченко, которая сейчас живёт в районном центре. В том же 1992-м году, когда умер отец, она вступила в права наследства на жилой саманный дом с надворными постройками в Соколовке, где жил Антон Ефремович. Больше у старика вроде бы ничего не было, во всяком случае, так думала дочь, и её, наследницу, никто не разыскивал. Это в «Известиях» мы читали когда-то объявления «Инюрколлегии»: разыскиваются наследники такого-то или такой-то, умершего (умершей) в Соединённых Штатах Америки, Англии, Канаде и т. п. Так то заграница, а своих, у себя дома, чего искать?

 Но вот как-то, в марте прошлого года, раскрыв свежий номер районной газеты «Родник», Валентина Антоновна увидела в ней разъяснение администрации Матвеево-Курганского района о распоряжении земельными долями.  Может быть и не обратила бы она на него внимания, но в опубликованном тут же списке земельных дольщиков СПК «50 лет Октября» ей бросилась в глаза знакомая фамилия: Лысенко Ефрем Антонович. Отец? Но почему Ефрем Антонович? Он же был Антон Ефремович? Может быть, в колхозе был другой Лысенко? Короче, стала

60-летняя Валентина Антоновна, сама уже пенсионерка, инвалид II группы по общему заболеванию, разбираться в этой головоломке, поехала в Марьевку.

 Нет, всё правильно, сказали ей в конторе ООО, это действительно ваш отец. Как колхозный пенсионер, он имел свою долю - 7,2 гектара пашни в общедолевой собственности, вот его номер - 559-й в списке, приложенном к учредительному договору КАП «50 лет Октября» от 2-го февраля 1992 года. В нём тогда состоял 671 человек, а председателем КАП избрали Кудинова А.С.

 А почему Ефрем Антонович, а не Антон Ефремович? Так это досадная ошибка, на самом деле Лысенко Антон Ефремович, 1906 года рождения, действительно, работал в колхозе «50 лет Октября», о чём и выдали Валентине Антоновне справку на основании книги учёта трудового стажа и заработка колхозников в 60-е годы. Подписали справку директор ООО Иванов С.Л. и главный бухгалтер Селезнева Г.И.

 Казалось бы, что дальше следовало делать? Признать право единственной наследницы своего отца-колхозника на его земельную долю в общедолевой собственности, заключить с ней договор аренды земли, если бы было такое обоюдное желание (а может, и выплатить ей определённые суммы за пользование этой землёй энное количество лет - какое, ещё нужно уточнять). Или же выделить, по её требованию, земельный участок на местности, и пусть она пользуется им, как найдёт нужным. Всё это - в рамках земельного законодательства, прежнего и нынешнего.

 Но ничего подобного не было сделано! С.Иванов, директор ООО, иск Валентины Антоновны, с которым она обратилась к ООО в конце прошлого года, не признал: мол, пропущен срок вступления в наследство (кстати, сейчас нормативная стоимость полагающейся ей земли - 240473 рубля). А когда Матвеево-Курганский районный суд всё-таки удовлетворил её иск к ООО «50 лет Октября», в ход пошли новые доводы и отговорки.

 «Фактически фонд нераспределённой земли теперь находится в ведении администрации Матвеево-Курганского района, - доказывал директор ООО С.Иванов. - ООО не имеет возможности для оформления земельной доли в собственность Валентине Антоновне Ткаченко». Руководитель ООО обратился к коллегии областного суда с просьбой отменить прежнее решение и принять новое, учитывая, что земля теперь - у администрации района.

 Коллегия, однако, оставила решение Матвеево-Курганского суда без изменения. Интересы пожилой женщины вроде бы защищены. Но землю-то ей всё равно не отдали.

 Какой из этого вывод? Значит, дальше должен последовать почти судебный сериал: снова подавать иск - на этот раз к администрации района - и добиваться документального оформления собственности на землю, на которую она имеет полное право вот уже 15 лет.

 Насколько меньше было бы волокиты (и «мёртвых душ» в реестре собственников), если бы был принят порядок, как в бывшей «Инюрколлегии», - регулярно оповещать наследников обо всём, что им полагается. Тем более, что дочь Антона Ефремовича Валентина Антоновна жила и живёт не где-то за горами за долами за далёкими морями, в чужеземном государстве, а здесь же, почти рядом - в районном центре - посёлке Матвеев-Курган, в тридцати с небольшим километрах от села Марьевка, где находится дирекция ООО «50 лет Октября» и хранятся все необходимые бумаги…

Выразить свое отношение: 
Теги: закон
Рубрика: Спецрепортаж
Газета: Газета Крестьянин