Легко ли быть младенцем?
Практически все новорождённые появляются на свет с отклонениями в здоровье
То, что предлагает Ростовский детский лечебно-диагностический центр «Авиценна», трудно переоценить. Такого в практике отечественной педиатрии ещё не было…
О чем умалчивает шкала Апгар?
Знаете, где самые первые свои оценки получает человек? В роддоме. Согласно так называемой шкале Апгар. По внешним признакам - характеру дыхания, сердцебиения, окраске кожных покровов. Это, конечно, важно. Однако врачи определяют только степень жизнеспособности младенца, но не состояние здоровья. А оно таково: согласно исследованию санкт-петербургских детских неврологов, о котором у нас не любят особо распространяться, из 100 новорождённых 95 появляются на свет со скрытыми родовыми травмами.
Это, конечно, вовсе не значит, что акушеры-гинекологи грешат членовредительством. Нет, внешне ребёночек выглядит целым и невредимым. Но в процессе родового акта - травматичного по самой своей физиологической природе - очень часто сдавливаются нежные кровеносные артерии, наступает кислородное голодание, смещаются мягкие косточки шейного отдела позвоночника. Из-за этого страдает центральная нервная система, головной и спинной мозг, что влечёт за собой серьёзные осложнения. Но не сразу - в отдалённом будущем. Сначала появляются небольшие нарушения походки, осанки, речи, письма, слуха, зрения, концентрации внимания, плоскостопие, аллергодерматоз, энурез. Много позже - остеохондроз, гипертония, артриты, атеросклероз…
А пока родители не могут нарадоваться малютке: щёчки розовые, ручки пухленькие - никаких оснований для тревоги по поводу его здоровья…
Станет ли пилотный проект реальностью?
Впервые научно обосновал и ввёл само понятие «родовая травма» профессор А.Ю.Ратнер, безвременно ушедший из жизни. Он и его последователи сделали чрезвычайно важный вывод: состояние всех внутренних органов и систем ребёнка необходимо обследовать - в комплексе! - на первом же году его жизни (а немецкие педиатры настаивают: до 6-месячного возраста).
Но до недавнего времени в наших клиниках не было ни соответствующей диагностической аппаратуры, ни специалистов, ни методик такого обследования.
Медцентр «Авиценна» в течение пяти лет закупал современные компьютеризированные приборы за рубежом. Заключал договоры долгосрочного сотрудничества с докторами ведущих клиник Санкт-Петербурга - Педиатрической медицинской академии, Института мозга человека, НИИ детских инфекций, Ортопедического института имени Г.И.Турнера, которые регулярно приезжают и ведут приём в Ростове. Обследовано уже около 15 тысяч детей, накоплен ценнейший опыт. Но потенциал «Авиценны» востребован лишь самую малость.
Год назад медцентр предложил областному минздраву объединить силы и реализовать инновационную программу - «Будь здоров, малыш!»
Представьте: поначалу проводится скрининг-диагностика всех детей, рождающихся в Ростове. Затем создаются разъездные врачебные бригады (клиники Санкт-Петербурга готовы взять на себя обучение специалистов-диагностов) и обследуются дети Ростовской области. А в перспективе новую практику можно распространить и на другие регионы страны.
Замечательная идея, не правда ли? Все, вроде бы, - «за». На словах. А на деле - «воз и ныне там». Минздрав Ростовской области, власти города не спешат поддержать пилотный проект, разводя руками: обследования в таком объеме не предусмотрены действующими медицинскими стандартами, нет соответствующих приказов Минздрава России, нет такой строки финансирования в приоритетном национальном проекте «Здоровье»…
А что же тогда приоритетно?
Никогда еще в наше здравоохранение не вкладывалось столько государственных средств. Отрадно, что появились такие новации, как родовой сертификат, материнский капитал, - они, несомненно, будут способствовать решению острейшей демографической проблемы. Но, заботясь о количестве, мы не имеем права забывать о качестве: нарожать детей - дело не такое уж хитрое, да только нужно ли стране нездоровое поколение?
Недавно инициаторы проекта «Будь здоров, малыш!» обратились за поддержкой в Общественную палату России. Есть надежда, что не всё ещё потеряно. Нельзя допустить, чтобы идея государственной важности застряла в межведомственных барьерах и потонула в чиновничьих отписках.