О ничтожестве болезней (Аптечка №3)
“Нравственные письма к Луцилию” - итоговый труд древнеримского философа, писателя и драматурга Сенеки
(4 г. д. н. э. - 65 г. н. э.). Знакомство только с этим одним его письмом поражает глубиной мысли, простотой
и актуальностью рекомендаций.
«Сенека приветствует Луцилия!
Тебя замучили частые насморки и простуды. Эта весть для меня особенно неприятна, потому что я хорошо знаю такое самочувствие. Поначалу я его презирал, - покуда моему юному возрасту под силу было справляться с тяготами и не поддаваться болезням; потом они взяли верх надо мной и довели меня до того, что я чуть душу не вычихал, совсем отощав и ослабев. Часто меня тянуло даже покончить с собою - но удерживала мысль о старости отца, очень меня любившего. Я думал не о том, как мужественно смогу я умереть, но о том, что он не сможет мужественно переносить тоску. Поэтому я и приказал себе жить: ведь иногда и остаться жить - дело мужества... То самое, чем я старался себя успокоить, оказалось и сильнейшим лекарством. Благое утешение становится целительным снадобьем, что поднимает дух, то помогает и телу...
Немало помогли моему выздоровлению и друзья, поддержавшие меня ободряющими речами и неусыпным вниманием. Ничто так не укрепляет больного и не помогает ему, как любовь друзей...
Используй и ты, Луцилий, эти лекарства. Врач укажет тебе, сколько нужно гулять, сколько упражняться; посоветует тебе не слишком предаваться безделью, хоть некрепкое здоровье и склонно к нему; посоветует тебе читать внятным голосом, чтобы упражнять дыхание, чьи пути и вместилища поражены тяжким недугом...
А мое наставление излечивает не одну болезнь, а всю нашу жизнь. Вот оно: презирай смерть! Кто ушел от страха смерти, тому ничто не печалит душу.
Во всякой болезни тяжелы три вещи: страх смерти, боль в теле, отказ от наслаждений... Многим болезнь отсрочила смерть, и то, что они казались умирающими, служило к их спасению...
Другая неприятность, присущая именно болезни: она приносит тяжкие боли. Но и они терпимы, потому что перемежаются. Ведь боль, достигнув наибольшей остроты, кончается: любящая природа устроила все так, что сделала боль либо переносимой, либо краткой. Если боль мучительна - она непродолжительна, а если продолжительна, то не так мучительна...
Болезнь не так трудно терпеть, коль скоро ты презрел самую страшную ее угрозу. Так не утяжеляй же свои несчастья, не отягощай себя жалобами... А если ты еще будешь себя подбадривать и твердить: “ничего не болит” или “боль пустяковая, сейчас пройдет, крепись” - от самих этих мыслей тебе станет легче...
Каждый несчастен настолько, насколько полагает себя несчастным. По-моему, надо отбросить все жалобы на миновавшую боль, все речи вроде: “Никому не бывало хуже! Какие муки, какие страдания я перенес! Никто уж и не думал, что я встану. Сколько раз домашние меня оплакивали, сколько раз врачи от меня отступались! И на дыбе не бывало такой пытки!”
Пусть даже все это правда, но ведь все прошло! Какая радость опять переживать минувшую муку и быть несчастным еще раз от прошедших несчастий? И потом, кто из нас не преувеличивает своих страданий и не обманывает самого себя? Наконец, о том, что было горько, рассказывать сладко: ведь так естественно радоваться концу своих страданий...
Пусть в самый трудный миг каждый скажет: “Может быть, нам впредь будет сладко вспоминать об этом”. Пусть соберет все мужество для борьбы: кто отступит, будет побежден, кто сам пойдет в наступление на боль, победит. Теперь многие обрушивают на себя то, чему надо сопротивляться. Если ты попытаешься ускользнуть из-под нависшего давящего гнета, он настигнет тебя и наляжет еще тяжелее, а если ты встанешь твердо и захочешь сделать усилие, то сбросишь его.
Полезно также, направив мысли к другим предметам, отвлечь их от боли. Думай о том, как поступил ты честно и храбро, повторяй про себя, что во всем есть хорошая сторона, обрати свою память к тому, что тебя восхищало. Тогда тебе на помощь придет любой храбрец, победивший боль: и тот, кто продолжал читать книгу, покуда ему вырезали вздутые жилы (в те времена не было наркоза. - Ред.), и тот, кто не переставал смеяться, когда палачи, разозленные этим смехом, пробовали на нем одно за другим орудия жестокости.
Неужели же разуму не победить боль, если ее победил смех?.. Есть такие, что не застонали под пытками, мало того - и ни о чем не просили; мало того - и не отвечали ни слова; мало того - и смеялись от души. Так не хочешь ли ты после этого посмеяться над болью?
“Но болезнь не дает ничего делать и уводит от всех обязанностей”. - Нездоровье сковывает тело, а не душу. Пусть оно опутает ноги бегуну, окостенит руки портному или кузнецу. А ты, если привык к тому, что ум твой деятелен, будешь учить, убеждать, слушать, учиться, исследовать, вспоминать...
Помимо того, есть два рода наслаждений. Телесные наслаждения болезнь ограничивает, но не отнимает и даже, если рассуждать правильно, делает острее. Приятнее пить, когда чувствуешь жажду, а есть - когда голоден. После поста всё поглощается с большею жадностью.
А в удовольствиях душевных, которые и больше и вернее, ни один врач больному не откажет...
Только бы перестать бояться смерти! Чтобы этого достичь, надо познать пределы добра и зла - тогда и жизнь не будет нам тягостна, и смерть не страшна.
Поддерживай свои силы этими мыслями... Как говорит Посидоний, “один день образованного человека дольше целого века невежды”. Вот что помни, вот что удержи прочно: не падай духом в несчастье, не обольщайся удачами, всегда имей в виду произвол фортуны... Чего мы ждем задолго, то для нас легче, когда случается. Будь здоров!»