Дума в думах о базаре
11 апреля вступит в силу закон о розничных рынках. А с первого января введена квота для иностранцев - не более сорока процентов торговых мест. С первого же апреля мигрантов тут вовсе быть не должно. Так что в день юмора станет им не до смеха. Да и покупателям, хозяевам лавочек, где и без того не хватает продавцов.
Между тем девяносто процентов населения, за исключением сверхбогатых, питаются, одеваются, обуваются с рынков. Есть у этих заведений и другая сторона. Здесь куют капиталы разного рода теневики, бандитские группировки. Помимо игорного, наркотического бизнеса это третий по количеству и объему вид доходов преступного мира и коррупционной власти.
Сфера, в общем, сложная, конфликтная. Что будет с нею в ближайшие месяцы? Для ответа Госдума пригласила министра экономического развития и торговли Г.Грефа.
- В стране, - сообщил он, - около 5,8 тысячи рынков. Здесь миллион двести тысяч рабочих мест. Все большую долю занимают крупные сети, где предлагают и продовольственные, и другие товары. Таких более 3,5 тысячи. Специализированных сельскохозяйственных рынков два процента. Законом предусмотрены механизмы, которые впервые вводят правила организации торговли на них. До 2010 года все они должны быть реорганизованы: подведены под крыши, превращены в комплексы, где будут контрольно-кассовые аппараты и все такое прочее.
Как уже сказано, закон вступит в силу 11 апреля. Плюс еще два месяца дается для того, чтобы юридические лица привели свои отношения в соответствие с его нормами. Правительство, сообщил Г. Греф, готовит постановления, определяющие порядок выдачи разрешений на право создания рынков, требования к их безопасности, перечень продукции, которой можно торговать. Отдельно - подобный же документ для сельскохозяйственных кооперативных рынков. Предусмотрены и нормативные акты, касающиеся организации ярмарок, торговых мест для фермеров, крестьян.
Тема острая, социально чувствительная. Ее продолжили депутаты в диалоге с министром.
- В райцентрах, крупных поселках нередко торгуют сами крестьяне. Есть и придорожные “ряды” на федеральных трассах. Кто должен тут следить за порядком?
- Местные власти.
- Как думаете обеспечить рабочими местами тех, кто после этих ваших реформ останется не у дел? Ведь в малых городах и поселениях, по сути, кроме рынка, ничего нет.
- Надеемся, ни один из них не закроется. А управляющие компании обеспечат соблюдение санитарных норм, правил безопасности торговли.
- В Советском Союзе была система потребительской кооперации, заготовительных контор. Сейчас - посредники, у которых одна забота - как обобрать крестьянина. Думает ли правительство изменить ситуацию?
- Тут, как в любой сфере, нужна конкуренция. Ликвидируем розничные рынки — получим диктат крупных торговых сетей. Старый механизм, коим была потребкооперация, во многом разрушен, а новый не создан. Министерство сельского хозяйства готовит закон, который позволит создать некое сообщество поставщиков.
- Может случиться, что и торговать нечем будет, - мрачно предрек известный аграрник Николай Харитонов. - Если по другим национальным проектам средства из бюджета выделяются в виде прямых инвестиций, то крестьянам исключительно в виде кредитов. Пусть практически беспроцентных, но возвращать их надо все равно. Между тем лишь тринадцать процентов стоимости буханки хлеба достается тому, кто вырастил, собрал урожай. В 2006 году цена сельхозпродукции увеличилась на 4, а промышленной - на 12 процентов. Впереди - вступление в ВТО, либерализация цен на энергоносители. Только из-за нее село в этом году может потерять до 50 миллиардов рублей. А когда заходит речь о прямой его поддержке, вы и министр финансов Кудрин, образно говоря, хватаетесь за револьвер.
-Мы с Кудриным разные люди, - поспешил отмежеваться гость, - у нас и разная сфера ответственности. Что касается моей, могу сказать: ввели механизм квотирования производства мяса. Благодаря этому как минимум на 10-18 процентов увеличивается производство курятины, начался существенный прирост свинины. Поддержка сельскому хозяйству все эти годы, по-моему, нарастала.
- Назрела необходимость принять новый закон о потребительской кооперации, - заметил Геннадий Кулик. - Глупо не использовать систему, которой уже сто семьдесят пять лет, где накоплен богатейший опыт. Закон был принят, когда лишь начинали реформы. Сегодня у нас рыночная экономика. Иначе должны быть построены и потребкооперация, и ее отношения с товаропроизводителем, с государством. Надо сделать все, чтобы нынешние преобразования не обернулись полупустыми прилавками. Опасаюсь, что в борьбе за наведение порядка можем так перестараться, что и картошку не купишь, не говоря о большом разнообразии продуктов.
И государственное регулирование нужно обязательно, убеждали министра. Иначе спекулянты все скупят, по своей цене продадут. Ни один закон ничего не даст, пока милицейские полковники, даже генералы не перестанут “крышевать” рынки, а участковые бессовестно обирать киоски, ларьки.
- К сожалению, все это правда, - согласился Г. Греф. - Мы столкнемся с серьезными проблемами. Ведь чем жестче законы, тем выше сумма взяток за то, чтобы их не исполнять.