Трюки с продуктами
Ловкость рук или мошенничество?
«Я сам обманываться рад...»
Госдума России намерена обуздать производителей продуктов питания, обманывающих потребителей. Давно пора!
У сетевых супермаркетов, безусловно, есть неоспоримые достоинства. Не выходя из одного магазина, можно купить практически все продукты питания (а заодно и сопутствующие хозтовары). Кроме того, там в любое время - постоянный ассортимент продукции.
Завоевав все города России, супермаркеты ринулись в сельские райцентры, поражая нищую деревню богатым выбором еды. Но какого качества эта еда?
Производители щедро сдабривают продукты всевозможными ароматизаторами, стабилизаторами, улучшителями, разрыхлителями, чтобы булочки выглядели пышнее и аппетитнее, мясной фарш больше напоминал мясо, а турецкие фрукты рдели румяными боками... Ну а мы с необыкновенной лёгкостью верим рекламным утверждениям на упаковке: «Вдвое больше витаминов», «Богатый источник клетчатки», «Не содержит холестерина»...
Но помилуйте, любое растительное масло не содержит холестерина. «Богатым источником клетчатки» провозглашается та или иная марка хлеба. Но таковым является любой ржаной хлеб!
Или взять столь популярные сегодня «постные» продукты. На цветистой упаковке зазывно красуется этикетка: «Постный батон». Но ведь постными являются все лежащие рядом батоны и кирпичики хлеба, изготовленные по идентичной рецептуре, в которую не входят продукты животного происхождения...
А сколько рекламного шума вокруг шампуней и кремов, в которых «вдвое больше витаминов»! Но какой от них прок? Ведь витамины через кожу, и тем более через волосы, не впитываются...
Всё это - мошеннические трюки. Их легко раскусить. Но нам вечно недосуг, мы всё время торопимся, нам проще довериться красочным этикеткам. Этим и пользуются предприимчивые пищевики и торговцы.
Как раскусить трюк?
Чтобы положить конец массовому обману потребителя, Комитет Госдумы по экономической политике и предпринимательству разработал новый технический регламент на маркировку пищевой продукции. Предлагается запретить производителям размещать на упаковке ложные или вводящие в заблуждение характеристики продуктов.
Возьмём популярные крабовые палочки. Да с какой стати они крабовые? Крабового мяса в их составе не найти даже под электронным микроскопом! Они из дешёвого рыбного филе. Об этом, правда, написано на упаковке, но очень мелкими буковками. Вполне уместен вопрос: почему до сих пор не запрещено самозванное наименование? Но к такому подвигу наши депутаты, видимо, ещё не готовы.
А картинки с сыром «Чеддер» или с красной икрой на чипсах и сухариках? Под ними красуются надписи: «Со вкусом сыра», «Аромат икры». Но в том-то и трюк, что, кроме словесного «вкуса» и «аромата» на упаковке, в самих продуктах ничего подобного нет и в помине. Используется не дорогое натуральное сырьё, а дешёвые синтетические добавки из группы «Е» (особенно часто вредный для здоровья глютамат натрия) да «ароматизаторы, идентичные натуральным»...
Предлагается убрать с этикеток и изображения того, чего в продуктах на самом деле нет. Но одни запреты вряд ли смогут кардинально изменить положение. Тут же найдутся кулибины, которые быстро сообразят, как их обойти.
Так что пока в верхах судят да рядят, не очень-то доверяйте рекламным посулам. Если производитель-зазывала вынес их на самое видное место обёртки, то явно не из заботы о нашем здоровье.
Внимательно читайте то, о чём скромно напечатано «на задворках» этикеток мелкими буквами. И тогда, ознакомившись с составом товара, вы легче раскусите трюк производителя. И поймёте, чего в продукте больше на самом деле - «клетчатки», «витаминов» или «крабового мяса»...