Народ взбаламутили, и ни приёмки, ни дотации
Личные подсобные и фермерские хозяйства весной прошлого года откликнулись на призыв губернатора А.Ткачева сделать Кубань мясным краем. Жители хуторов и станиц стали дружно заводить свиней. Люди поверили обещаниям губернатора выплачивать им дотации из краевой казны - по свинине выходил червонец к закупленному мясокомбинатами килограмму.
И губернатор свое слово сдержал - дотации в течение 2006 года выплачивались исправно до середины декабря. Потом началась чехарда с дотациями и, что еще хуже, с закупкой свиней. Но если дотации бюджет в первом квартале этого года за сданную в декабре свинину, возможно, выплатит, то насчет закупки свиней у населения мясокомбинаты края, что называется, «крутят хвостом». Свиней с середины декабря они прекратили принимать, а если где и принимали, то за самый запрашиваемый живой вес от 90 до 115 килограммов платили вместо 39-40 рублей - тридцать три. При такой цене даже при червонце дотации производить свинину в частных и фермерских подворьях невыгодно, ибо стоимость кормов за килограмм в декабре была до пяти рублей, а в феврале возросла на рубль. При самой простой арифметике, чтобы вырастить свинью в 120 кг живого веса, ей надо скормить 1,5 тонны фуража. Перемножьте цены на вес и увидите, что даже с дотациями свинина для крестьянина стала зимой убыточной.
Но зима - время самого массового «сброса» населением свиного поголовья. Так было всегда. Крестьянин старается завести поросят в апреле, мае, когда уже тепло, когда в подкорм хорошо идет травка, держит хрюшек 8-9 месяцев, чтобы набрали самый ходовой вес, и продает. Выпадает это как раз на зиму. И получается, что его свинина переработчику в это время не нужна. В чем же дело? Может, «затарились» комбинаты свининой под самую завязку? Как бы не так. В прошлом году в фермерских и личных подсобных хозяйствах Кубани произведено 108 тысяч тонн свинины, а мясокомбинаты из этого количества закупили только около четырех тысяч тонн - это 28-ю часть! Остальная свинина, конечно, не пропала, её увезли с подворий перекупщики по заниженным ценам, и дотаций за неё производители не получили и не получат. Естественно, что закупали комбинаты свинину, кроме частников, в коллективных хозяйствах, использовали свою (у некоторых есть свои фермы), остальное же мясо ввозили из-за рубежа. Причем доля его, как указывалось в официальных бумагах, в колбасных изделиях Сочинского мясокомбината превышает 80%. У других - Краснодарского, Новороссийского, Тихорецкого - этот процент поменьше. Качество же сего брикетированного мяса настолько низкое, что сам губернатор назвал его перемолотыми рогами и копытами. Зато оно дешевое. Любовь к импортной «заморозке» довела некоторые мясокомбинаты до того, что они стали закрывать убойные цеха. Кто ж при таком раскладе будет закупать превосходную свинину у частника?
В этой связи на проведенном недавно краевом совещании животноводов и мясопереработчиков губернатор высказал намерение властей: мясокомбинатам будет разрешено закупать за границей мяса не более 30% от объема закупок. Работать комбинаты должны на кубанском сырье, а не поддерживать турецкого или аргентинского скотовода. Но пока мясокомбинатам закупать свинину у частников по хорошей цене не хочется, и они ищут предлоги, чтобы этого не делать. Один из «предлогов» - свиньи у частников сальные. Дошло до того, что сельхоздепартамент края отправил комиссию по районам смотреть этих сальных свиней. Побывала комиссия и у частника Ивана Павловича Еретина из моей станицы и признала его хрюшек чудесными мясными свиньями.
Иван Павлович свиней выращивает уже сорок лет и теперь, будучи на пенсии, вместе с супругой Людмилой Гавриловной считает производство свинины основным своим доходом. В декабре он сдал на мясокомбинат 20 свиней, но дотации не получил. Есть у него еще птица и 15 семей пчел, но копейка от них второстепенна. И как у коровы молоко на языке, так у свиньи на языке сало или мясо - это Иван Палыч знает с детства. Потому в рационе его хрюшек присутствуют обязательно сено и жом. Сена Палыч дает свиньям с соломенной подстилкой вдосталь. Съедают его подчистую. А жом он запаривает сухой вместе с кормами. Поит Палыч поголовье молочной сывороткой. И свиньи у Палыча круглые, как катушки, плотные, сальца на них самая малость - это видно даже обычному крестьянскому глазу.
Пятерых хрюшек Иван Палыч из-за мясокомбинатовских фокусов передержал, они уже по 140 кг, и сдать он их теперь сможет по заниженной цене. С учетом съеденных кормов они ему принесут убыток, но куда их девать? Когда на новогодние праздники свиней не закупали, Палыч нескольких зарезал дома и дома продал. Недорого - по 100 рублей за килограмм мяса. На рынке оно было в два раза дороже.
- Может, поступить так же с этими пятью переростками, пока мясокомбинаты «чешутся» после устроенной губернатором «головомойки»? Бог с ней, с дотацией. А может, вообще не держать свиней, а перейти на бычков? А то народ взбаламутили, а теперь ни приемки, ни дотации. Получится, что опять «шабаи» - перекупщики наживутся на нашем труде, - думает вслух Иван Павлович.