Про уход из жизни и не только

На вопросы читателей отвечает наш постоянный собеседник отец Георгий

Я врач. С некоторых пор стал сомневаться в правильности врачебной тактики в отношении умирающих больных. С целью сгладить ощущение страха приближающейся смерти, мы вводим лекарства, вызывающие медикаментозный сон или тормозящие работу нервной системы, наркотики, изменяющие состояние психики, в том числе. Мой родной отец, чувствуя приближение конца, категорически запретил мне вводить ему наркотики. Был в трезвом уме и полной памяти до последнего своего вздоха. Он сознательно поменял обезболивание (а боли испытывал сильные) и сон на трезвое принятие неизбежного. Мне непонятен этот урок, хотя важность его я чувствую. Получается, что стремясь облегчить человеку уход в другой мир, мы лишаем его выбора…

Александр Васильевич Усатов, г. Батайск

Очень интересный вопрос. И ни слова о Боге: веровал ли отец доктора, и сам Александр Васильевич – верующий ли? Наверное, это и не столь важно. Но скажу: такие сомнения атеиста едва ли тревожат, и отец Александра Васильевича принял смерть как глубоко и истинно верующий человек, даже если он себя таковым и не считал. Он понимал, что предсмертные испытания человеку посылаются не просто так, а для чего-то. Его желание пережить их без облегчения - поступок мужественный и ответственный. Но каждому ли человеку такое по силам? И врач, наверное, не может – ни из каких, даже самых высоких соображений! – отказать умирающему в обезболивании. Это выбор самого больного человека, притом, что он в состоянии выбирать. Скажем, человек в реанимации – его никто не спрашивает, что ему колоть и колоть ли вообще. Правильно это или нет? Думаю, все-таки правильно. Помню, дядя мой – тоже священник – трудно умирал и долго от наркотиков отказывался, терпел боль стоически... Но последние дни уже и наркотики ему кололи. Возможности человека не беспредельны. И каждый случай индивидуален, и люди разные...

Я могу только восхищаться вашим отцом. Но принять его исключительное мужество как общее правило для всех неразумно и даже жестоко. Я, например, не уверен, что сумею в свой час уйти из жизни столь же достойно. Хотя очень хотелось бы…

Можно ли проклясть человека невольной мыслью в гневе, в раздражении?

Валентина Рожкина, Краснодарский край

Если вы спрашиваете меня, имеет ли такое место – да, имеет: человек раздражается, гневается и, распалившись, посылает проклятия в чей-то адрес. Вы хотите знать, будет ли плохо тому, кого вы прокляли? Нет! Господь этого не допустит. Если вас интересует, грешно ли пусть невольно, но проклясть другого человека? Безусловно, грешно! Верующий человек от худых мыслей и недобрых пожеланий ближнему СЕБЯ бережет. Потому что в первую очередь вредит себе. И совершенно неважно, в мыслях вы пожелали кому-то зла или произнесли это вслух.



Мой дедушка покончил жизнь самоубийством – повесился. Я не знаю точно, был ли он в здравом уме в тот момент. Но за день до случившегося у него были какие-то бредовые видения, он разговаривал сам с собой. Можно ли нам его поминать, отпевать в церкви. Вы все его любили, и хочется верить, что душа его нашла покой.

Вера Петровна Жукова, г. Ростов-на-Дону

Если вас интересует формальная сторона дела, напишите прошение на имя Владыки (в данном случае Ростовской епархии), изложив обстоятельства смерти дедушки. Если существует медицинское свидетельство о невменяемости усопшего на момент смерти, это увеличивает шансы получить разрешение на отпевание и поминовение. С этим разрешением вы придете к своему священнику, и вашего дедушку станут поминать в храме. Если разрешения не будет – что ж, поминайте деда и молитесь об упокоении его души дома.

Что же касается не формальной, а сущностной стороны дела… Возможно, мне повезло, но я не встречал ни одного верующего человека, который бы наложил на себя руки. Значит, человек жил вне церкви. Тогда какой смысл его отпевать, как за него в церкви молиться?



Церковь не признаёт самоубийства ни при каких других обстоятельствах – только в случае душевного помешательства?

Есть пример высокого самоубийства, когда женщин, совершивших его, признали святыми мученицами. Святая мученица Давнина путешествовала с дочерьми по свету. За ними погнались иноверцы, вознамерившись надругаться. И женщины предпочли смерть, прыгнув в бурлящее море с обрыва… Это, пожалуй, единственный пример, когда самоубийство признано Православной Цековью. Их испугало не столько телесное надругательство, сколько духовное. Они были невесты Христовы.



Что можно пожелать священнику и своему духовному наставнику в день его рождения или в другой праздник?

- Желайте ему всегда (!) здоровья духовного и телесного. Даже когда просто идёте к духовному отцу за советом или на исповедь, молитесь о том, чтобы послал ему Господь разумения ваших проблем. Казалось бы, как я – грешный и неразумный – могу молиться за духовного наставника своего. Можете! Священник – как никто другой – подвержен нападениям духов злобы поднебесной, искушают его иногда куда сильнее, чем обычного человека. И в конце концов, батюшка – такой же человек, с руками, ногами, сердцем, часто не очень здоровым…

Нужно ли стричь налысо годовалых детей? Мне не аз приходилось слышать, что этого требует Православная церковь?

- Ничего подобного Православная церковь не требует. Истоки обычая, я думаю, лежат в язычестве плюс некие физиологические (чтобы волосы росли густые) или медицинские (кожные заболевания) соображения. Мы дочку никогда не стригли – ни в год, ни позже. Волосы у неё густые, кудрявые… Церковных традиций тут нет.

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Религия