Стакан можно, а два - нельзя

20 лет назад у нас в отечестве торжественно объявили земельную реформу. Объявить-то объявили, а задействовать - не вышло. Теперь и на официальном уровне уже признают, что минувшие десятилетия - время упущенных возможностей.

У неудачи этой есть, конечно, разные серьезные причины, и одна из них - слабая информированность села. «Людям нужно было разъяснять их возможности», - подытожил недавно Виктор Николаевич Хлыстун, один из отцов-основателей реформы. Действительно, новая «демократическая» власть, мало что разъясняя, запутывала крестьян. Важнейшие государственные документы даже прятали от населения. Напомню, что полный текст ельцинского указа «О земельной реформе» обнародован был, кажется, только в одной российской газете - ростовском «Крестьянине»...

Сегодня законы и указы не скрывают, но приводят в исполнение по-прежнему редко. Сами действующие лица имеют о них, как правило, смутное понятие.

Помните громогласное постановление правительства о техническом регламенте на молоко? Где тот регламент и где то молоко? Недавно объявлено было, что в 2010 году российский малый бизнес (фермеры в том числе) через механизм гарантийных фондов получит не менее 80 миллиардов рублей кредитов. Цифра внушительная, однако можно уверенно предсказывать, что освоен будет далеко не весь объем поручительств. Не потому, что деньги крестьянам не нужны (ещё как нужны!) и не потому, что отдельные фермерские хозяйства не соответствуют высоким банковским требованиям. Просто село плохо знает, как действуют эти самые гарантийные фонды (да и другие формы поддержки).

Дело не в «крестьянской отсталости» - информированность других, более продвинутых слоёв российского населения тоже оставляет желать много лучшего.

Пресловутая административная реформа не пошла у нас, можно сказать, потому, что её проводили, как в тумане, не объясняя государственным служащим смысл и порядок действий. Красноречивый факт. Вскоре после начала реформы правительство заказало «закрытый» (его результаты до сих пор полностью не опубликованы) социологический опрос чиновников федерального уровня. И выяснилось, что только 20% опрошенных «довольно хорошо осведомлены» об административной реформе. 68% лишь кое-что слышали, а 11% не знали о ней вообще! Надо ли удивляться, что в результате мы имеем не сокращение (как было заявлено), а резкий рост бюрократии...

Недавно вступило в силу постановление правительства, отменяющее обязательную сертификацию пищевых продуктов. Что такое сертификация - внятно не растолковали, введя людей в смятение. Журналисты забили тревогу: дескать, теперь на наши прилавки хлынет отрава! А ведь сертификация не защищает рынок от фальсифицированной продукции, у неё другие задачи. В Европе нет сертификации, а гнилья там на порядок меньше, чем на российском рынке.

Вместе с рыночной экономикой в наш обиход вошло много новых понятий и терминов. От частого употребления они кажутся понятными, и смысл их не объясняют. А на деле даже самые расхожие понятия, например, «инновация», «интервенция (зерновая)» нуждаются в ясном толковании. На сей счёт Андрей Крайний, глава Федерального агентства по рыболовству, в сердцах как-то бросил:

- Сначала объясните народу, что такое промилле. Народ не понимает, что это такое. Вы ему скажите просто: стакан можно, а два нельзя!

Когда-то коммунисты каждый свой шаг сопровождали нажимными пропагандистскими компаниями, запудривая мозги и безжалостно калеча судьбы людей. Сегодня этого, слава Богу нет. Но следует признать: нынешняя власть не умеет доходчиво и трезво «разговаривать с жизнью». Отсюда известная российская беда: наши законы, указы и постановления - не выполняются. Власть сама по себе, а жизнь сама по себе.

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Общество
Газета: Журнал Деловой крестьянин