Катастрофа под Смоленском. Беда объединяет
Набат краковского колокола Сигизмунд, в который бьют лишь в исключительных случаях - в дни всенародных трагедий, разносится, начиная с субботы, над Речь Посполитой. Вместе с поляками гибель президента Польши Леха Качинского и сопровождавших его лиц в авиакатастрофе под Смоленском восприняли как шокирующую весть во всём мире.
Для России это печальное событие, как удар по обнажённым нервам: Лех Качинский летел в Смоленск почтить память десятков тысяч польских офицеров, расстрелянных сталинским режимом в 1940 году в лесу под Катынью. «Это, прежде всего трагедия Польши, польского народа, - сказал, выражая соболезнование, Владимир Путин. - Но это и наша трагедия. Государственная комиссия сделает всё, чтобы поддержать в эту минуту родственников погибших, которые начинают прибывать в Москву", - сообщил наш премьер. Мы скорбим вместе с вами, мы молимся вместе с вами", - сказал глава правительства.
Расследование причин авиакатастрофы ведётся с участием польской стороны. На сегодня известно, что руководитель полётов военного аэродрома, на котором должен был приземлиться самолет президента Польши, предупреждал борт о неблагоприятных метеоусловиях. Из-за тумана видимость была менее 400 метров при допустимых 1000 метров. Предлагалось произвести посадку в Москве или Витебске. Но экипаж принял иное решение. Ту-154 три раза пытался зайти на посадку. Четвертая попытка завершилась трагедией. По мнению многих специалистов и наблюдателей, роковую роль сыграл человеческий фактор. Расшифровка двух черных ящиков, обнаруженных на месте трагедии, возможно, внесёт ясность в эти вопросы.
В столице Польши попрощаться с президентом пришли десятки тысяч граждан. Несмотря на неоднозначное отношение к Леху Качинскому при жизни, не было в эти дни злорадства, злопыхательства. Многие в стране восприняли трагическое событие, как личное несчастье. «Скорбь, сочувствие и никакой политики», - пишет газета «Речь Посполита».
Польские средства массовой информации отмечают искренность и глубокое сопереживание со стороны руководителей России. «Россияне ведут себя феноменально, - отмечает колумнист авторитетной «Газеты выборчей» Бартош Вендлярчик. – Не знаю, что ещё власти России, обычные россияне могли бы сделать, чтобы показать, что в эту страшную минуту они с нами. Снимок потрясённого Владимира Путина на месте катастрофы в Смоленске говорит больше, чем все заявления политиков, вместе взятые».
«Эта боль должна быть общей – надпартийной и надполитичной», - пишет в своём комментарии главный редактор этой газеты Адам Михник.
Кажется, так просто понять: высшая ценность в мире – хрупкая жизнь человека и человечества в целом. Неужели, чтобы это осознать, нужны такие страшные катастрофы?