За тех, кто разлагает молекулы на атомы!

В Южном научном центре РАН отметили День российской науки.

- Климат, созданный сегодня для учёных в нашей стране, не оптимален. И отношение к науке двоякое: с одной стороны - обещают зарплаты и квартиры для молодых учёных, а с другой... - председатель ЮНЦ РАН, академик Геннадий Матишов не скрывает своего недоумения по поводу недавнего скандального заявления Бориса Грызлова. Спикер Госдумы, критикуя Российскую академию наук за слишком активную, по его мнению, борьбу с лжеучёными, походя бросил слова «инквизиция» и «мракобесие». Поздравил с про­фессио­нальным праздником...

Предсказания: от потопа до рака

Очень трудно рассказывать о научной работе непосвящённым - без специальных терминов не обойтись. Поэтому учёные Южного научного центра стараются делать упор не на том, как они это делают, а на том, для чего.

- Наши математики рассчитали колебания уровня воды в Азовском море. Теперь мы можем предсказать кратковременные, но катастрофические наводнения, которые происходят в определённых точках - обычно вблизи песчаных кос, - рассказывает и. о. директора Института аридных зон, член-корреспондент РАН Дмитрий Матишов.

Журналистов особенно заинтересовали разработки институтской лаборатории молекулярной биологии и медицины. Исследования маркеров рака - специфических белков, которые сигнализируют о том, что в организме появились злокачественные клетки, - позволяют определить опухоль на самой ранней стадии.

- Наша работа - очень дорогое удовольствие, - сетует Дмитрий Матишов. - И нам нужен заказчик, который мог бы её оплачивать. Наши партнёры - кафедра урологии медуниверситета - естественно, этого делать не должны. Нужна государственная программа.

Красное и зелёное

В колбу с раствором бирюзового цвета добавляют несколько капель из пипетки - и раствор на глазах у всех становится красным. Так определяют наличие магния - даже в самых малых дозах. Ртуть же мгновенно окрашивает раствор в жёлто-зелёный цвет.

- Обычно частицы тяжёлых металлов и других токсичных веществ ищут с помощью дорогих электронных устройств. Мы делаем это гораздо дешевле, с помощью специальных молекул - хемосенсоров, - говорит главный научный сотрудник отдела физической и органической химии Александр Дубоносов.

Совсем другие, но также сверхчувствительные сенсоры (то есть датчики) представил Владимир Мухортов, зав. лабораторией физики сегнетоэлектрических плёнок. Сфера его научных интересов - нанотехнологии, чрезвычайно любимые журналистами, но абсолютно непонятные для большинства из них.

Продемонстрировать же то, что происходит в микромире, и вовсе невозможно. Поэтому Владимиру Михайловичу приходится объяснять, что называется, на пальцах:

- Если на Ворошиловский мост бросить мячик для пинг-понга, то вот этот сенсор, - учёный показывает довольно невзрачный с виду кусочек пластика, - уловит колебание и деформацию моста.

Новые материалы, которые разрабатывают в лаборатории, способны и на другие чудеса. Например, на их основе можно создать сверхчувствительный «нос», который ищет наркотики лучше любой собаки-ищейки.

Бойтесь каракуртов и браконьеров

У старшего научного сотрудника Института аридных зон Александра Пономарёва довольно редкая специальность: он арахнолог, то есть специалист по паукам. В том числе и ядовитым: именно Александр Викторович уже который год ищет в Рос­товской области смертельно опасных каракуртов. И, к сожалению, находит. По его словам, ядовитые пауки обнаружены прошедшим летом в Орловском, Ремонтненском, Заветинском и Сальском районах. А несколько штук нашли прямо на территории научно-экспедиционной базы ЮНЦ - совсем недалеко от Ростова, в селе Кагальник Азовского района.

- У каракуртов раз в десять-пятнадцать лет бывают необъяснимые вспышки, когда они начинают бурно размножаться, - говорит Александр Пономарёв. - О том же нам сообщают и коллеги из Украины, Узбекистана, Оренбургской области.

Другие его «подопечные» не столь опасны, а некоторые даже вызывающе красивы. Самая же большая удача - это два новых вида пауков, неожиданно найденных на хорошо исследованной территории. На каждого из них уже заведено «личное дело».

Слайды, которые демонстрирует старший научный сотрудник Института аридных зон Андрей Кондаков, вызывают шок: на них - мёртвые тюлени. Они запутались в сетях, поставленных на осетров. Это Каспийское море, где браконьеры истребляют и тех, и других - при полном бездействии Агентства по рыболовству и Министерства природных ресурсов РФ.

Журналисты ужасаются и спрашивают: а как бы всё-таки учёным повлиять на природоохранные ведомства и наладить сотрудничество с ними?

- Они отталкиваются «от цифры», - отвечает Дмитрий Матишов. - Им нужны показатели - не важно ,как они связаны между собой. А мы идём «от смысла».

- России нужен закон о науке. Только он может урегулировать отношения науки и государства на разных уровнях, - подытоживает Геннадий Матишов. Но при этом оговаривается: в ЮНЦ РАН дела обстоят более благополучно, чем в большинстве научных учреждений. Федеральный бюджет финансирует Южный научный центр немного щедрее прочих. Плюс регулярные заказы на разработки - из Москвы, из Питера, от немцев, французов, голландцев...

Выразить свое отношение: 
Рубрика: События
Газета: Газета Крестьянин