Ползёт к реке хата

Жители переулка Чкалова села Александровского могут остаться без крыш над головой. Их дома, сараи и огороды медленно, но верно сползают к речному обрыву. Виной всему, утверждают селяне, обратившиеся за помощью в «Крестьянин», нелегальный карьер на реке Томузловке.

 Пенсионерку Веру Тихонову мы застали за невеселым занятием. Хозяйка усадьбы месила глину и замазывала ею трещины сарая. - Ползет к реке и хата, - сокрушается Вера Харитоновна. - Трещит фундамент, лопаются оконные стекла, отваливается «шуба». Устала мазать. Боюсь, что потолок однажды рухнет на нас. Хозяин дома Иван Васильевич говорит, что саманная хата построена без малого 40 лет назад. Тогда тут было отличное ровное место. А от реки усадьбу отделял внушительный бугор. - Наши беды начались три года назад, - продолжает Тихонов. - На Томузловку повадились ездить грузовики за речным песком - на строительные цели. За это время на месте бугра образовалась впадина. А следом и наше подворье покатилось вниз. Кому только не жаловались. Все без толку.

Жители переулка показали нам некоторые отписки чиновников. Приезжали, например, с проверкой представители минприроды правительства края. «На момент проверки, которая состоялась 27 июля 2006 года, - сообщил автору жалобы Ивану Шульге первый замминистра А.Н.Хусточкин, - фактов, указанных в письме, не выявлено». Правда, несколькими строками ниже Хусточкин признает, что добыча стройматериала из Томузловки все же ведется: «Во время весеннего половодья наблюдаются отдельные случаи заготовки песка местными жителями для личных нужд и в незначительном количестве».

Особых поводов для беспокойства министерство в том не видит. В отличие от обитателей сельской окраины. Они снабдили корреспондента «Крестьянина» справкой, подписанной полутора десятками жителей приречья. В ней - сведения о фактическом заборе песка из Томузловки в нынешнем году. В апреле и мае вывозили по 3-4 грузовика через день, в летние месяцы - чуть меньше. Тем не менее с начала сезона из Томузловки вычерпали свыше 600 кубометров песка. Вот тебе и «незначительное количество». - Нам известно все - от имен водителей до номеров машин, которые отчетливо видны на фотографиях, - говорит житель пер. Чкалова Иван Шульга. - Этот песок открыто продают на рынке и даже помещают соответствующие объявления в газете. Никто не желает перекрыть этот канал.

В официальном письме упомянутого Хусточкина есть заковыристый оборот: «...данной реки, граничащей с Государственным лесным фондом...» В нем-то, оказывается, как раз и зарыта собака. Стоило нам в разговоре с руководителем Калаусского лесхоза Дмитрием Запорожцем затронуть песочную тему на Томузловке, как он обозначил пограничный вопрос более рельефно. - Река протекает по границе лесфонда и муниципалитета, - сказал Дмитрий Павлович. - Так что о ее принадлежности трудно судить. Аналогичной позиции придерживаются и сельские власти. Знакомая до боли картина! Она воскрешает в памяти разрушенные мосты и заброшенные дороги на границах областей и даже районов. Не поделенная между муниципалитетом и лесхозом речка фактически превратилась в нелегальный карьер, грозящий поглотить сельскую окраину. Между тем противостояние жителей приречного переулка и добытчиков песка едва не обернулось недавно поножовщиной. Заслышав гул самосвала, доведенная до отчаяния Вера Харитоновна Тихонова схватила нож и побежала на речку. Там она перегородила машине и трактору проезд, пригрозив вспороть шины. Хорошо, что добытчики отступили...

Михаил Заздравных,

наш соб. корр. с.Александровское, Александровский р-н, Ставропольский край

Фото автора

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Спецрепортаж
Газета: Газета Крестьянин